Контрольная работа - Методы стимуляции творческого мышления - файл n1.doc

Контрольная работа - Методы стимуляции творческого мышления
скачать (110.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc111kb.01.06.2012 11:49скачать

n1.doc



Оглавление
Введение …………………………………………………………………………. 2

1. Общее понятие творческого мышления …………………………………….. 3

1.1. Методы изучения творческого мышления ……………………….… 6

2. Методы стимуляции творческого мышления ………………………………. 7

2.1. Мозговой штурм ……………………………………………………... 7

2.2. Личностные методы стимулирования творческого мышления ....... 9

2.3. Синектика и другие методы ……………………………………….. 13

3. Условия и обучение творческому мышлению ………….…………...……. 16

Заключение …………………………….………………………………………. 19

Список использованной литературы ………….…………………………...… 20


Введение

В любом социуме, явно или скрыто, всегда остро существовала потребность в творчестве и индивидах. Стремление реализовать себя, проявить свои возможности – это то направляющее начало, которое проявляется во всех формах человеческой жизни – стремление к развитию, расширению, совершенствованию, зрелости, тенденция к выражению и проявлению всех способностей организма и собственной личности.

Научить человека мыслить творчески, делать открытия, конечно, невозможно. Но можно ли хоть как-то влиять на ход мыслительного процесса, делая его более продуктивным и увеличивая вероятность получения нужного результата? Этот вопрос не давал и не даёт покоя нескольким поколениям исследователей научного творчества.
Отсутствие надежной методологии и теории творчества не мешает им, как это часто бывает, разрабатывать различные конкретные приёмы повышения эффективности творческого процесса, опираясь на эмпирические данные и результаты наблюдений. В основе всех методов развития способности к продуктивному мышлению лежит мысль о том, что любой учёный, да и вообще любой человек, реализует в жизни и деятельности лишь ничтожную часть своего творческого потенциала. Значит, нужно найти способы активизации этой нереализованной части своего «я».

На сегодняшний день ведётся большое количество исследований как отечественными, так и зарубежными психологами и педагогами в области творческого мышления. И работы по этому вопросу всё больше и больше продолжают развиваться, ища оптимальные «формулы» для улучшения и стимулирования творческого мышления. Большое внимание уделяется выявлению механизмов творческой деятельности и природе творческого мышления.


1. Общее понятие творческого мышления
Творческие способности, в отличие от специальных способностей, определяющих успешность в конкретных видах деятельности, проявляются в любой деятельности в том специфическом стиле её выполнения, который может быть назван творческим.

Для творческого стиля на всех уровнях деятельности характерны, прежде всего, самостоятельная постановка проблем, так называемая интеллектуальная инициатива, самостоятельный, оригинальный способ решения уже готовых тем и проблем и т.д. Иными словами, творческая инициатива характеризуется отсутствием шаблона, функциональной фиксированности и ригидности в мыслительной и исполнительной деятельности.

Некоторые мыслители считают, что творческий стиль мыслительной деятельности - это первичная и естественная форма работы мозга. В связи с этим творческие способности присущи без исключения всем людям, но проявляются они по-разному в зависимости от выраженности специальных способностей к различным видам деятельности. Шаблоны и штампы появляются под влиянием социальных воздействий и, главным образом, как предмет существующей системы воспитания и обучения.

Однако общеизвестно, что при одной и той же системе воспитания и обучения у одних людей формируется шаблонное мышление, у других сохраняется или вырабатывается самостоятельный и творческий стиль мыслительной деятельности.

В отечественной психологии проблемы творческого мышления человека ставится как проблема продуктивного мышления в отличии от репродуктивного. Психологи единодушны в признании того, что в любом мыслительном процессе сплетены продуктивные и репродуктивные компоненты.

Так что же такое творческое мышление? Одним из первых попытался сформулировать ответ на данный вопрос Дж. Гилфорд. Он считал, что «творческость» мышления связана с доминированием в нём четырёх особенностей:

1. Оригинальность, нетривиальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне. Творческий человек почти всегда и везде стремится найти свое собственное, отличное от других решение.

2. Семантическая гибкость, то есть способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на практике.

3. Образная адаптивная гибкость, т. е. способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны.

4. Семантическая спонтанная гибкость, т. е. способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит ориентиров для этих идей.

В зарубежной психологии творческое мышление чаще связывают с термином «креативность». В 60-х годах XX в. толчком к выделению этого типа мышления послужили сведения об отсутствии связи между интеллектом и успешностью решения проблемных ситуаций. Было установлено, что последняя зависит от способности по-разному использовать данную в задачах информацию в быстром темпе. Такой тип мышления (Дж. Гилфорд, Н. Марш, Ф. Хеддон, Л. Кронбах, Е.П. Торренс) назвали креативностью и стали изучать её независимо от интеллекта – как мышление, связанное с созданием или открытием чего-либо нового.

Для определения уровня креативности Дж. Гилфорд выделил 16 гипотетических интеллектуальных способностей, характеризующих креативность. Среди них:

1) беглость мысли – количество идей, возникающих в единицу времени;

2) гибкость мысли – способность переключаться с одной идеи на другую;

3) оригинальность – способность производить идеи, отличающиеся от общепринятых взглядов;

4) любознательность – чувствительность к проблемам в окружающем мире;

5) способность к разработке гипотезы;

6) ирреальность – логическая независимость реакции от стимула;

7) фантастичность – полная оторванность ответа от реальности при наличии логической связи между стимулом и реакцией;

8) способность решать проблемы, то есть способность к анализу и синтезу;

9) способность усовершенствовать объект, добавляя детали;

10) и так далее.

Торрес Е.П. выделяет четыре основных параметра, характеризующих креативность:

- легкость - быстрота выполнения текстовых заданий;

- гибкость - число переключений с одного класса объектов на другой в ходе ответов;

- оригинальность - минимальная частота данного ответа к однородной группе;

- точность выполнения заданий.

Особый тип мышления, называемый в зарубежной психологии креативностью, в настоящее время широко изучается англо-американскими учеными, однако сущность этого свойства пока до конца не выяснена.

Отечественные и зарубежные психологи единодушны в признании того, что в любом мыслительном процессе сплетены продуктивные и репродуктивные компоненты. Большое внимание уделяется раскрытию сущности творческого мышления, выявлению механизмов творческой деятельности и природы творческого мышления.

Пономарев Я.А., Дружинин В.Н., Пушкин В.Н. и другие отечественный психологи считают основным признаком мышления рассогласование цели (замысла, программы) и результата. Творческое мышление возникает в процессе осуществления и связана с порождением «побочного продукта», который и является творческим результатом.

Богоявленской Д.Б. была выделена (1983 г.) единица измерения творчества, названная «интеллектуальной инициативой». Она рассматривается как синтез умственных способностей и мотивационной структуры личности, проявляющихся в продолжение мыслительной деятельности за пределами требуемого, за пределами решения задачи, которая ставится перед человеком.

Главную роль в детермининации творческого поведения играют мотивации, ценности, личностные черты. К числу основных черт относят: когнитивную одарённость, т.е. познавательные процессы человеческого сознания, чувствительность к проблемам, независимость в неопределенных и сложных ситуациях.
1.1. Методы изучения творческого мышления
Эмпирическое изучение творческого мышления в современной психологии проводится с использованием следующих методов.

Анализ процесса решения так называемых малых творческих задач, или задач на смекалку, требующих, как правило, переформулирования задачи или выхода за пределы тех ограничений, которые субъект сам на себя накладывает.

Использование наводящих задач. В этом случае изучается чувствительность человека к подсказке, содержащейся в наводящей задаче, которая решается легче, чем основная, но построена по тому же принципу и поэтому может помочь в решении основной.

Использование «многослойных» задач. Испытуемому даётся целая серия однотипных задач, имеющих достаточно простые решения. Не очень творческий человек будет просто решать такие задачи, каждый раз, заново находя решения. Творческий человек проявит «интеллектуальную инициативу» и попытается открыть более общую закономерность, лежащую в основе  каждого отдельного решения.

Некоторые шкалы личностных опросников и  проективных тестов могут давать информацию о выраженности творческого начала в мышлении человека. Специальные тесты креативности, основанные на решении задач так называемого открытого типа, т.е. таких, которые не имеют какого–то одного правильного решения и допускают неограниченное число решений.
2. Методы стимуляции творческого мышления

2.1. Мозговой штурм
Известный буквально каждому хотя бы понаслышке метод «мозгового штурма» (брейнсторминга) был разработан Алексом Осборном ещё в 1953 г. и сразу же стал широко применяться на промышленных предприятиях для решения сложных технических изобретательских задач.1 Оценить практическую действенность модифицированного варианта этого метода может любой, кто хоть раз смотрел телевизионную передачу "Что? Где? Когда?".

В основу данного метода положен принцип разведения во времени двух фаз творческого акта: генерирования идей и их критической оценки. Обычно в мыслительном процессе они настолько слиты, что большая часть возникающих идей отметается индивидом сразу, еще до того, как он успевает обнаружить заложенное в них рациональное зерно.2

В классическом "мозговом штурме" принимает участие группа специалистов, которая делится на две команды. Одной из них ставится задача «набросать» как можно больше идей по поводу решения поставленной проблемы, какими бы безумными, нереальными или глупыми они ни казались. На этом этапе запрещается давать какую-либо оценку или критику выдвигаемым гипотезам, которые тщательно фиксируются. А вот на втором этапе другая группа - эксперты - должна развить, обсудить и критически оценить каждое предложение, рассмотреть возможность реализации заложенного в нём подхода и в конечном итоге, остановившись на одном из них, предложить конкретное решение поставленной проблемы.

Участники «мозгового штурма» должны придерживаться следующих правил:

1) строго соблюдать двухфазность процесса;

2) предлагать как можно больше идей;

3) настраиваться на генерирование самых "диких" предложений;

4) не претендовать на "авторство" какого-либо решения, считать все высказанные гипотезы достоянием команды.

Введением этих достаточно жестких правил, за соблюдением которых следит специально обученный ведущий, достигается несколько эффектов. Во-первых, акцент переносится с поиска одного-единственного правильного решения на сам процесс выдвижения гипотез, на их количество. Во-вторых, отсроченность критики даёт возможность оценить продуктивность идеи в сравнении с другими, определить наиболее перспективные направления поиска, объединить принципы, заложенные в разных предложениях, в одном итоговом решении. В-третьих, поощрение «дикости» выдвигаемых идей изначально мотивирует участников на отказ от стереотипных, банальных, лежащих на поверхности решений, заставляя их сразу идти нестандартными путями, активизирует имеющийся у них опыт, и не только узкопрофессиональный.1

Было установлено, что эффективность «мозгового штурма» определяется: 1) особенностями задачи, которая в нём решается;
2) особенностями группы, в которой он проводится. Наилучшие результаты получаются при решении изобретательских задач, а также всех тех, которые имеют одно правильное решение.

Экспериментальные исследования, проведенные Королевой Г.Н. и Карцевым В.П., показали, что данный метод лучше всего применять в научных коллективах, в составе которых есть носители всех основных научных ролей - эрудит, критик, генератор идей. И наоборот, эффективность метода снижается, когда ролевой состав группы более однороден, например явно преобладают генераторы идей или эрудиты и т. д. Эффективность «мозгового штурма» также возрастает в группах, состоящих из специалистов, работающих в смежных областях, дополняющих друг друга по своим знаниям и профессиональному опыту. Кроме того, как и любой другой метод, «мозговой штурм» хорош в опытных, умелых руках, т. е. требует для своего проведения высокой квалификации ведущего.
2.2. Личностные методы стимулирования творческого мышления
Есть ещё группа методов, на первый взгляд не имеющих прямого отношения к творческому мышлению как таковому, но с успехом применяющихся для развития творческих способностей личности. Они направлены на снятие более глубоких, нежели стереотипы мышления, личностно-психологических барьеров на пути творчества. Их цель - преодоление внутренних запретов, и в первую очередь запретов на самовыражение чувств, ощущений, взглядов, ценностей личности и т. п. За счёт этого происходит раскрепощение и раскрытие индивидуальности, высвобождение творческих возможностей человека.

Так, групповая динамика, давно и с успехом применявшаяся для тренинга общения, решения ряда внугриличностных проблем, использовалась Холлеранами для стимулирования творческих способностей личности. Они заявляли, что условиями полноценной жизни творческой личности являются: 1) безопасность (отсутствие ощущения угрозы её основным ценностям); 2) уверенность в себе; 3) самоценность; 4) открытость; 5) коммуникабельность.

Разработанная ими специальная программа развития группы позволяет людям открыть и развить в самих себе все эти качества. Перенося эти качества в свое повседневное поведение, человек ощущает себя как более зрелую, самостоятельную, активную личность, не боящуюся иметь и отстаивать собственное мнение, и тем самым развивает свою глубинную, личностную способность к творческим проявлениям во всех сферах своей жизни и в первую очередь в научной деятельности.
Два других метода - трансцендентальная медитация (Ф. Трейвис) и методика формирования личностной целостности и веры в себя (Р. Пиви) - также основываются на тезисе о том, что творческое мышление не равносильно навыку, который может приобрести каждый, а в нём находит своё выражение целостная индивидуальность. Поэтому во главу угла эти методы тоже ставят задачу раскрепощения личности, считая, что её нормальное развитие является необходимым условием продуктивного творческого процесса. Они не столько помогают индивиду находить решение отдельных проблем, сколько увеличивают его внутреннюю свободу, развивают целостную способность к творчеству во всех областях жизни.1

Метод трансцендентальной медитации заимствовал из восточных практик самосовершенствования ряд идей и приёмов, использование которых помогает проникать в бессознательные слои психики, овладевать собственными психическими процессами и состояниями, обычно не поддающимися сознательной регуляции. Метод помогает активизировать правое полушарие и повысить его участие в процессе мышления, а также научиться снимать стрессы и предотвращать их возникновение. Это достигается путём сосредоточения внимания на тончайших нюансах собственной мысли до тех пор, пока разум не выйдет за пределы этой мысли и не придёт к её источнику. Пиви Р. - автор метода формирования личностной целостности - полагал, что «нормальность» и психическое здоровье личности тесно связаны с её способностью к творчеству как в жизни в целом, так и в её отдельных областях, например в науке. По его мнению, нормальному человеку органически присущи: 1) свобода морального выбора; 2) свобода вмешиваться и даже разрывать причинную связь событий; 3) свобода создавать новое, выходить за рамки логической и биологической необходимости.

Конкретные техники, используемые для формирования целостности личности и близкие к приёмам психотерапии, снимают ненужные внутренние барьеры и тем самым открывают индивиду путь к свободе и творчеству.
На сегодняшний день существует в общей сложности более 30 различных методов стимулирования творческого мышления, и их число продолжает расти. Большинство из них может быть отнесено к одной из двух групп: специфические или инструментальные методы и неспецифические или личностные методы.

Описанные в данной контрольной работе способы стимулирования творчества также принадлежат либо к одной, либо к другой группе:

Специфические методы (Инструментальные).

1. Мозговой штурм.

2. Синектика.

3. Рабочие листы

4. Морфологический анализ.

5. АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач).

Неспецифические методы (Личностные).

1. Групповая динамика.

2. Трансцендентальная медитация.

3. Методика формирования целостности и веры в себя.

К инструментальным (специфическим) методам относятся те, которые представляют собой особую процедуру выработки группового решения проблемы и/или дают в руки индивиду определенный способ организации собственной мыслительной деятельности по решению конкретной задачи. Обычно они описывают алгоритм действий или набор общих правил (эвристик), соблюдение которых с большой степенью вероятности приводит к нахождению решения.

Вместе с тем в литературе встречаются данные о том, что люди, овладевшие методами стимулирования своего мышления, могут не только освобождаться от стереотипов мыслительной деятельности, но и постепенно становиться более зрелыми и гибкими в своем поведении в целом. Таким образом, специфические методы стимулирования творческого мышления, действие которых вроде бы направлено на развитие узкоконкретных способностей и навыков индивида, могут стать отправной точкой для совершенствования личности в целом, в особенности, если их главный принцип - освобождение от оков предубеждений, предрассудков и укоренившихся привычек - глубоко осознан и принят человеком.

Личностные (неспецифические) методы стимулирования творческих способностей подходят к задаче с другой стороны: они начинают с развития общей способности человека управлять своим поведением, с формирования уверенности в себе и ощущения собственной силы, с осознания беспредельных возможностей самосовершенствования в любой сфере психической жизни.

Двигаясь от общего к частному, они достигают сходного результата, хотя и иными путями: в конечном итоге у индивида, прошедшего курс тренинга личностного развития, возрастают и перестраиваются специальные, частные способности, и в первую очередь способность мыслить самостоятельно и независимо. Именно эти методы могут быть в ряде случаев с успехом применены для подготовки сотрудников, занимающихся научными, поисковыми исследованиями, с целью повышения их общего творческого потенциала.

Несмотря на высокую эффективность личностных методов стимулирования творчества, инструментальные методы являются намного более популярными и распространенными. Это связано, прежде всего с тем, что все методики личностного совершенствования требуют для своего проведения специально подготовленного и высококвалифицированного тренера, подготовка которого занимает не один год. Кроме того, людям, жаждущим развить своё умение «решать задачки», не так-то легко смириться с тем, что всё то, чем им предлагают заниматься в группах личностного роста, имеет весьма отдалённое отношение к их конкретной цели.
Выбор конкретной техники для повышения эффективности творческого мышления обусловливается, прежде всего, характером цели, которая должна быть в итоге достигнута. Одно дело, если цель состоит в нахождении оптимального решения вполне определенной задачи, и совсем другое, если целью является повышение творческого потенциала совместно работающего научного коллектива или его отдельных членов. Поэтому оценка сравнительной эффективности разных методов стимулирования творчества лишена смысла. Условием высокой отдачи любого метода является его применение к ограниченному кругу ситуаций, адекватных его особенностям и возможностям.
2.3. Синектика и другие методы
Другой, тоже достаточно популярный метод стимулирования творчества - это синектика. В 1961 г. в США вышла книга Уильяма Гордона «Синектика: развитие творческого воображения». Работа над методом началась в 1944 году. Гордон указывал, что, слово «синектика» - греческого происхождения и означает соединение воедино различных, а порой даже очевидно несовместимых элементов. Её основной принцип - сделать незнакомое знакомым, а привычное чуждым, изменить сложившийся взгляд на вещи. Преодоление стереотипов восприятия и мышления, пробуждение воображения участников в групповой работе достигается за счёт введения в процесс решения задачи следующих приёмов: 1) личностное уподобление, при котором надо представить себя изучаемым процессом, деталью, прибором и т. п.; 2) прямая аналогия - поиск сходных процессов, структур, явлений из совершенно других сфер (например, сравнение центральной нервной системы с телефонной станцией); 3) символическая аналогия или использование поэтических образов для формулирования задачи; 4) фантастическая аналогия, которая позволяет предложить решение «как в сказке», не считаясь с законами природы.

Активизация воображения, фантазии, привлечение образов из очень далеких от содержания задачи сфер опыта помогают разорвать привычные смысловые связи. Помещая объект в совершенно новый контекст, участники открывают в нем свойства, ранее отступавшие на задний план, казавшиеся несущественными. Так же как и в «мозговом штурме», основная цель состоит в устранении стереотипов мышления. Кроме того, метод синектики обучает, если можно так выразиться, метафорическому мышлению, умению сочетать логическое и образное мышление, свободно переходить с одного мыслительного уровня (по терминологии Пономарева Я.А.) на другой, актуализировать латентный опыт. Если «мозговой штурм» направлен на решение задачи «здесь и сейчас» и перенос освоенных способов мыслительных действий индивид производит уже сам и стихийно, то синектика не только помогает решению конкретной проблемы, но и закрепляет способы активизации образного мышления в виде навыка. Метод синектики имеет те же ограничения в своём применении, что и «мозговой штурм».

Кроме этих двух широко известных методов, существует ряд других, которые знакомы в основном специалистам в этой области.
С синектикой перекликается метод преодоления инерционного эффекта мышления (Дж. Менделл). Как видно уже из его названия, главная цель остаётся всё та же - разрушить стереотипы мыслительного процесса, увидеть новое в уже известном. Да и использующиеся для этого приёмы напоминают таковые из синектики. Различие состоит в том, что этот метод предназначен для индивидуального применения и содержит рекомендации по организации творческого процесса не только на ограниченном отрезке времени, но и на более длительный срок. Вот некоторые из них: 1) стремиться представить объект в неожиданной обстановке; 2) установить смысловую связь между данным объектом и любым другим, взятым наугад; 3) задавать как можно больше вопросов по поводу объекта (например, можно ли его сжать, увеличить, заменить? на что это похоже? как это получается? из каких частей состоит? для чего это годится?); 4) заходить в магазины и библиотеки, просматривать любую привлекающую внимание литературу; 5) отсрочить решение неподдающейся задачи до момента, когда почувствуется вдохновение; 6) фиксировать на бумаге все идеи, приходящие в голову в связи с решением текущей проблемы или имеющие к ней отдаленное отношение.

Совершенно иной принцип лежит в основе метода морфологического анализа, предложенного Ф. Цвикки и также с успехом применяемого в конструкторских разработках и изобретениях. В отличие от трёх предыдущих, этот метод основывается на строгом системном анализе, цель которого - выделить в изучаемой системе основные компоненты-ступени, описывающие какое-либо сложное изделие или технологический процесс. По итогам анализа составляется матрица.


3. Условия и обучение творческому мышлению
В педагогической психологии на современном этапе выделяются две парадигмы обучения:

- авторитарная;

- личностно–ориентированная.

Эти два противоположных направления в образовании находятся в разных системах морально–психологических координат. С одной стороны неличностный, бездушный подход, с другой – вера в доброе начало в человеке, терпимость, такт. Цели педагогической деятельности в контексте авторитарной педагогики определяются господством дидактической задачи, а не личности.

Альтернативой авторитарной педагогике является педагогика гуманизма, во главу угла ставящая личность обучаемого. Один из основателей гуманистической психологии Роджерс К. характеризует личностно–ориентированное обучение как осмысленное, самостоятельно инициируемое, направленное на усвоение смыслов как элементов личностного опыта. Преподавание при этом должно носить характер не трансляции информации, а активизации и стимуляции учения.

Рассмотрение авторитарной парадигмы обучения при размышлении над темой формирования и обучения творческому мышлению не является целесообразным, так как творчеству нельзя научить, креативную личность можно только воспитать, создав условия для самовоспитания личности.1

Условия творческой деятельности.

Прямое обучение творческому мышлению невозможно, но вполне реально косвенное влияние на него за счёт создания условий, стимулирующих или тормозящих творческую деятельность. Условия или факторы, влияющие на течение творческой деятельности, бывают двух видов: ситуативные и личностные.  К последним относятся устойчивые свойства, черты личности или характера человека, которые могут влиять на состояния, вызванные той или иной ситуацией.

К ситуативным факторам, отрицательно влияющим на творческие возможности человека, относят: лимит времени; состояние стресса; состояние повышенной тревожности; желание быстро найти решение; слишком сильная или слишком слабая мотивация; наличие фиксированной установки на конкретный способ решения; неуверенность в своих силах, вызванная предыдущими неудачами; страх; повышенная самоцензура; способ предъявления условий задачи, провоцирующий неверный путь решения, и др.

К личностным факторам, негативно влияющим на процесс творчества, относят: конформизм; неуверенность в себе; а также слишком сильную уверенность; эмоциональную подавленность и устойчивое доминирование отрицательных эмоций; отсутствие склонности к риску; доминирование мотивации избегания неудачи над мотивацией стремления к успеху; высокую тревожность как личностную черту; сильные механизмы личностной защиты и ряд других.

Среди личностных черт, благоприятствующих творческому мышлению, выделяют следующие: уверенность в своих силах; доминирование эмоций радости и даже определенную долю агрессивности; склонность к риску; отсутствие боязни казаться странным и необычным; отсутствие комфортности; хорошо развитое чувство юмора; наличие богатого по содержанию подсознания; любовь к фантазированию и построению планов на будущее.

К методам стимуляции творчество обычно относят те приёмы, которые позволяют снять или ослабить барьеры между сознанием и бессознательным. В эту категорию некоторые авторы включают довольно экзотические приёмы, основанные на снятии критических установок и цензуры сознания за счёт использования алкоголя и барбитуратов, наркотических веществ; применения гипноза; применение методов решения задач с помощью поиска подсказок в сновидении. Всё же, более широкое распространение получила методика мозгового штурма А. Осборна, основной смысл которой заключается в разделении между разными людьми генеративной части мыслительного акта и части контрольно–исполнительной. На основе которой был создан метод синектики (соединение разнородного в одном).

Широкое распространение получают разного рода тренинги, прежде всего тренинг уверенности в себе, тренинг сензитивности и др. Но главным условием появления творческих личностей, является, конечно, соответствующая система обучения и воспитания.

Важная задача педагога уменьшить «антитворческий» эффект любого обучения. Для решения этой нелегкой задачи целесообразно обратиться к опыту педагогов и психологов, озабоченных развитием творческого потенциала своих воспитанников. Известный педагог-новатор, народный учитель Виктор Федорович Шаталов на протяжении всех лет работы при каждом удобном случае напоминал учащимся о том, что если в первые 5–6 минут не возникало хотя бы ориентировочного плана решения задачи, то её просто нужно оставить и заняться другим делом. Но по прошествии небольшого промежутка времени необходимо снова внимательнейшим образом вчитаться в условие неподдающейся задачи. Появится мысль - работай над ней, развивай по всем направлениям. Нет мысли - оставь задачу. Снова переключайся на другую работу, а спустя час-полтора вернись к этой же задаче. Если появится конкретный путь решения, то его необходимо довести до конца и получить ответ, подтверждающий правильность или ошибочность догадки. Но если в задаче снова - ни проблеска? Оставь её на завтра, на послезавтра, на следующую неделю, но время от времени мысленно снова и снова  возвращайся к ней. Свойство нашего мышления таково, что если в него заложен раздражитель, то поиск будет идти постоянно, даже если мы сознательно не нацеливаем себя на него. Этот процесс нахождения пути решения идёт, скрыто, самопроизвольно, но от этого ничуть не менее активно.

Заключение
Проблема творческого мышления имеет долгую и спорную историю, и породила много дискуссий. Она привлекала внимание мыслителей всех эпох развития мировой культуры. Вечность этой проблемы заключается в самом динамизме становления реальных человеческих способностей, в их бесконечно многообразных формированиях, проявлениях и применении. Отсюда творчество должно рассматриваться как составная часть комплексных социально-экономических и духовных проблем общественного развития.

Вследствие всего этого становится тривиальной необходимостью поиск средств, позволяющих совершенствовать творческое мышление - способность, которой, пусть в разной степени, обладает каждый человек.

В отечественной психологии исследования творческого мышления теоретически аргументированы, индивидуальные отличия анализируются не только с количественной стороны, но и с качественной стороны.

Таким образом, творческое мышление – мышление, связанное с созданием или открытием принципиально нового субъективного знания, с генерацией личных уникальных идей.

Основная особенность творческого мышления связана с особенностью протекания процесса в целостной психике как системе, порождающей активность индивидуума.

Список использованной литературы
1. Абрамова Г. С. Общая психология. – М.: Академ. Проект, 2003. – 495 с.

2. Абульханова К. А. Деятельность и психология личности. – М., 1980. – 240 с.

3. Аллахвердян А. Г., Мошкова Г. Ю., Юревич А. В., Ярошевский М. Г. Психология науки. Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт. Издательство «Флинта», 1998. – 308 с.

4. Арнхейм Р. Визуальное мышление // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. – М.: Прогресс, 1981. – 549 с.

5. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. – М.: Академия, 2002. – 320 с.

6. Немов Р. С. Общие основы психологии. 4-е издание. – М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2003. – 693 с.

7. Википедия. Свободная энциклопедия. Метод мозгового штурма. Ссылка: http://ru. wikipedia.org/

8. Пси-Фактор. Информационный ресурсный центр по научной и практической психологии. Мозговой штурм. Ссылка: http://psyfactor.org/personal/personal12-03.htm


1 Пси-Фактор. Информационный ресурсный центр по научной и практической психологии. Мозговой штурм. Ссылка: http://psyfactor.org/personal/personal12-03.htm

2 Аллахвердян А. Г., Мошкова Г. Ю., Юревич А. В., Ярошевский М. Г.. Психология науки. Учебное пособие. –М.: Московский психолого-социальный институт. Издательство «Флинта», 1998. – с 78.


1 Википедия. Свободная энциклопедия. Метод мозгового штурма. Ссылка: http://ru. wikipedia.org/

1 Арнхейм Р. Визуальное мышление // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. - М.: Изд-во МГУ, 1981. - c. 98.

1 Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. – М.: Академия, 2002. – с. 16.



Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации