Контрольная работа - Технология организации досуговой деятельности старших дошкольников - файл n1.doc

Контрольная работа - Технология организации досуговой деятельности старших дошкольников
скачать (84 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc84kb.11.06.2012 05:39скачать
Победи орков

Доступно в Google Play

n1.doc



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет ?Социальная педагогика?

Контрольная работа по дисциплине

?Методика и технология социально-педагогической деятельности?
Тема:

?Технология организации досуговой деятельности старших дошкольников?

г. Самара

2011 год

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3

1. Содержание понятий ?досуг? и ?досуговая деятельность?………………..4

2. Виды и формы организации досуговой деятельности

старших дошкольников в условиях детского сада …………………………6

3. Технология организации досуговой деятельности старших

дошкольников в детском саду……………….………………………………10

4. Заключение …………………………………………………………………..12

Библиография……………. …………………………………………………….14

Введение
Актуальность. Досуг является важной частью нашей жизни и показателем индивидуальной образованности, как любого человека, так и развитости общества в целом.

Основы культуры досуга формируются уже в детском возрасте, когда ребенок начинает посещать кружки, участвовать в различных праздничных мероприятиях, выезжать с родителями или с педагогами на экскурсии, в театры, в музеи, ходить в походы и т.д. [5].

Развивающий потенциал детского досуга значительно менее исследован в теории дошкольной педагогики. Вместе с тем, содержательный досуг – мощное средство развития личности человека, показатель общего уровня его культуры. Поэтому так важно уметь организовать для детей такую культурно-досуговую среду, которая станет для него естественной частью его жизни и позволит более полно реализовать себя и свои интересы.

Объект: досуговая деятельность детей старшего дошкольного возраста.

Предмет: технология организации досуговой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в условиях детского сада.

Цель: теоретически обосновать и разработать педагогическую технологию организации досуговой деятельности детей старшего дошкольного возраста в детском саду.

Задачи:

1. Раскрыть сущность понятий ?досуг?, ?досуговая деятельность?.

2. Рассмотреть виды и формы организации досуговой деятельности детей старшего дошкольного возраста.

3. Представить структуру педагогической технологии организации

досуговой деятельности детей старшего дошкольного возраста в детском саду.
Содержание понятий ?досуг? и ?досуговая деятельность?
Для того, чтобы дать определение понятию ?досуг?, необходимо обратиться к толкованиям различных словарей и исследованиям достаточно большого круга общественных наук: социологии, философии, педагогики, психологии.

Большой Энциклопедический словарь определяет ?досуг? как ?свободное время? [1].

Толковый словарь живого великорусского языка В.Даля – как ?свободное, незанятое время, гулянки, гулячая пора, простор от дела? [2].

Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова – как ?время, не занятое работой или другим делом? [13].

В социологии ?досуг? рассматривается как синоним понятия ?свободное время? [7].

В педагогических исследованиях значительный вклад в уточнение понятия ?досуг? (М.Г. Бушканец, А.Ф. Воловик, В.А. Воловик, И.А. Новикова, Э.В. Соколов, В.Я. Суртаев, Б.А. Титов, С.А. Шмаков и др) рассматривается как предоставляемая человеку возможность заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему усмотрению, удовлетворяя свои интересы и потребности. [7].

Л.Д. Мардахаев определяет досуг детей как свободное от обязательных учебных занятий время, используемое для игр, прогулок и спорта, чтения, занятий искусством, техникой и видами полезной деятельности по собственному влечению детей [8].

М.В.Шакурова характеризует досуг как свободное время, ?которым ребенок располагает сам, по собственному усмотрению или под присмотром взрослых? [14].

Так что же такое детский досуг? До сих пор нет общепринятого определения этого понятия. В педагогических исследовиниях (A.B. Антонова, A.B. Даринский, М.Б. Зацепина, Т.С. Комарова) досуг дошкольников рассматривается как своеобразный вид деятельности, интегрирующий отдых, развлечение, праздник, самообразование, творчество и предоставляющий уникальную возможность свободного, самостоятельного выбора деятельности в соответствии с желаниями и интересами ребенка [5].

Досуг является благоприятной почвой для испытания детьми фундаментальных человеческих потребностей. В процессе досуга ребенку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, даже личные недостатки можно преодолеть посредством досуговой активности. Досуг в существенной степени ответственен в части формирования характера ребенка, в частности таких качеств как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность и др. Особая ценность досуга заключается в том, что он может помочь ребенку реализовать то лучшее, что в нем есть.

Итак, досуг – особая форма организации воспитательного воздействия на дошкольника. Он обогащает детей положительными эмоциями, расширяет представление об окружающем мире, приобщает к прекрасному средствами музыки, художественного слова, танцами и изобразительного искусства. Развлечения – досуги дают возможность проявиться самостоятельной художественной деятельностью ребенка, формирует его творческую активность? [6].

?Деятельность? характеризуется как:

- ?занятие, труд? (словарь Ожегова) [11];

- ?специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение в интересах людей; условие существования общества. Деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс? (БСЭ) [1];

- ?систематическое применение своих сил в какой-либо области? [13];

- ?осознанная активная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей в познании собственной личности и окружающего мира, осуществляемая в условиях непосредственно и опосредованно свободного от работы времени? [7].

В системе дошкольного образовательного учреждения, деятельность, реализуемая в свободное время, определяется как культурно-досуговая [6]. Виды ее весьма разнообразны: отдых, развлечения, творчество, игры, праздники, концерты, экскурсии и т.п. Чаще всего эти виды деятельности осуществляются в коллективе.
Виды и формы организации досуговой деятельности старших дошкольников в условиях детского сада
Проблема организации досуга не нова, ее издавна интересовались прогрессивные педагоги и психологи. К.Д.Ушинский писал, что ?когда человек остается без работы в руках, без мысли, именно в эти минуты портится голова, сердце, нравственность?.

Определение досуга дошкольников как своеобразного вида деятельности, интегрирующего отдых, развлечение, праздник, самообразование, творчество и предоставляющего уникальную возможность свободного, самостоятельного выбора деятельности в соответствии с желаниями и интересами ребенка, открывает новые возможности данного вида деятельности для развития творческого потенциала детей в условиях детского сада [15].

Виды и формы организации досуговой деятельности в дошкольном учреждении имеют свою классификацию.

  1. Отдых - снимает усталость и восстанавливает физические духовные силы.

Для детей старшего дошкольного возраста отдых заключатся в том, чтобы в свободное время учились заниматься интересной и содержательной деятельностью, формировать основы досуговой культуры (играть, совершать прогулки, походы и т.д.).

  1. Развлечения - просмотр фильмов, посещение (театров, концертов, музеев, экскурсий, путешествия).

Развлечения способствуют всестороннему развитию ребенка, который в ходе их знакомится с различными видами искусства: музыкальным, изобразительным, литературным, театральным и др. К развлечениям относятся: аттракционы, сюрпризы, фокусы, шарады, загадки. Это могут быть тематические досуги, в том числе связанные с временем года, фольклорные, дни рождения, концерты самодеятельности, вечера по творчеству композиторов, писателей, КВН, конкурсы и др.

  1. Праздники – сочетаемость отдыха и развлечения, позволяющие человеку ощутить эмоциональный подъем.

Праздники формируют представления о будничных и праздничных днях, воспитывают внимание и любовь к окружающим людям, стимулируют желание детей преподносить подарки, сделанные своими руками. На детском празднике должны сочетаться разные виды музыкальной, художественно-речевой деятельности: пение, движения, стихи и др.

  1. Самообразование – это чтение, лекции приобщающие людей к ценностям культуры и сочетают в себе приобретение знаний с развлечениями.

Потребность ребенка к самообразованию в полной мере зависит от взрослых, их кругозора, стремления к новым знаниям; умения ?зажигать? этими знаниями других, вызывая интерес и потребность в их получении. К самообразованию, как виду культурно - досуговой деятельности детей, относятся игры, чтение книг, рассматривание иллюстраций, экскурсии, коллекционирование [6].

  1. Творчество - обеспечивает наиболее высокий уровень досуговой деятельности.

Творчество содействует возникновению стремления развивать художественных способностей в пении, рисовании и музыцировании. Творчество учит самовыражению, находить новые решение в процессе рисования, лепки, конструировании, моделировании и сочинении мелодий, песен и танцев. Творческая деятельность ребенка как вид досуговой деятельности не обязательно приводит к желательному результату, но участие в ней не проходит бесследно [12].

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств.

На основе вышесказанного можно сделать вывод, что формами организации досуговой деятельности старших дошкольников в дошкольном образовательном учреждении являются активный и пассивный отдых, развлечение, праздники, творчество детей и взрослых, а также самообразование ребенка, которое происходит под руководством взрослых. В дошкольном возрасте дети начинают ориентироваться на мир взрослых и стремятся воссоздать его в игре, чтобы ощутить себя социально значимым лицом или преобразовать какую-либо ситуацию и тем самым приблизить ее к себе.

Отличительной особенностью досуговой деятельности в дошкольном учреждении является его театрализация. Театральное искусство синтетично по своей природе, в нем сочетаются разные виды художественной деятельности: речевая, музыкальная, вокальная, двигательно-пластическая, танцевальная, изобразительно-оформительская. Атмосфера, создаваемая театрализованно-игровой деятельностью, ее размеренность, выстроенная литературной основой, благоприятна для детей [10]. Художественные образы, воздействуя через эмоциональную сферу, заставляют его переживать, страдать и радоваться, их воздействие часто намного острее жизненных коллизий.

Детский досуг в дошкольном учреждении – это один из видов деятельности, осуществляемый в коллективе. В совместной досуговой деятельности происходит формирование многих качеств маленькой личности, а самое главное – чувство коллективизма, столь нужного в дальнейшей школьной жизни [3].

Досуг детей развивается по своим законам и принципам. К ним относятся:

1. Принцип всеобщности и доступности - то есть возможность приобщения и вовлеченности всех без исключения детей в деятельность.

2. Принцип самодеятельности – реализуется на всех уровнях детского досуга: от развлечения до массового праздника.

3. Принцип индивидуального подхода – предполагает учет индивидуальных запросов, интересов, склонностей, способностей, возможностей, психофизиологических особенностей и социальной среды обитания детей.

4. Принцип систематичности и целенаправленности – предполагает осуществление этой деятельности на основе планомерного и последовательного сочетания непрерывности и взаимозависимости в работе всех социальных институтов, призванных обеспечивать досуг детей.

5. Принцип преемственности – в первую очередь предполагает культурное взаимодействие и взаимовлияние поколений. Необходимо активизировать деятельность родителей, всех взрослых на передачу детям социального знания и опыта на проведение разумного досуга, его философии.

6. Принцип занимательности – заключается в создании непринужденного эмоционального общения посредством выстраивания всего досуга на основе игры и театрализации. Детский досуг должен быть красочно оформлен и дополнен самой разнообразной атрибутикой.

Иначе говоря, детский досуг благоприятен для формирования возвышенных идеалов и выработки системы ценностных предпочтений. В досуге происходит узнавание нового в самых разнообразных областях знания: расширяется художественный кругозор; постигается процесс технического творчества; происходит знакомство с историей спорта и так далее; наконец, осуществляется вооруженность досуговыми видами деятельности. Это значит, что детскому досугу свойственна просветительская функция [9].
Технология организации досуговой деятельности старших

дошкольников в детском саду
Самая главная задача досугов – доставить детям радость, вызвать у них эмоционально положительный отклик в душе, дать пищу для ума и воображения. Как сделать досуг интересным и запоминающимся?

Для этого необходима предварительная подготовка, включающая в себя несколько этапов:

- анализ обстановки, выбор темы;

- составление программы, формулировка цели и задач, наполнение ее соответствующим содержанием и расположение материала в определенной последовательности с точным указанием всех участников;

- продумывание оформления: декорации, костюмы, атрибуты, музыкальное сопровождение, которое особенно важны в театрализованных спектаклях и представлениях;

- проведение мероприятия, требующее слаженности и ответственности всех его участников;

- завершающим этапом является анализ проведенного мероприятия, от которого зависит качество последующих мероприятий [4].

Зрелищные развлечения, например, постановка сказок, спектаклей, требует длительного времени на их подготовку. Педагог должен создать спокойную, творческую обстановку, без гонки, без муштры, не приспосабливая выступления ?к дате?. В программу концертов, исполнителями которых являются дети, следует включить их любимые и хорошо разученные номера, тогда каждый ребенок испытывает радость от участия в развлечении.

Чтобы не перегружать детей, нужно чередовать развлечения – досуги, требующие и не требующие подготовки, а так же включить несложные спортивные развлечения и аттракционы, которые доставляют детям радость и развивают их физические качества (ловкость, быстроту, выносливость), а также находчивость, смелость, волевые качества.

Для накопления музыкальных впечатлений можно использовать в развлечениях – досугов радио- и телепередачи, близкие и понятные детям, познавательные и увлекательные для них.

К организации досугов предъявляются следующие требования:

1. Разнообразие содержания для накапливания дошкольниками музыкального опыта, обогащая музыкальными впечатлениями.

2. Художественные достоинства материала и качество его исполнения, как взрослыми, так и детьми.

3. Занимательность содержания, новизна его элементов.

4. Доступность музыкального и литературного репертуара и разнообразные формы его проведения с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и уровня их развития.

5. Направленность на развитие активности, воображения и инициативы детей.

6. Соблюдение определенной продолжительности развлечения в зависимости от возраста детей (от 10-15 до 30-40 минут).

Разрабатывая программу досуга старших дошкольников необходимо учитывать следующие моменты:

- содержание программы должно согласовываться с пройденным учебным материалом;

- используемые игры и упражнения должны быть разнообразные по двигательному содержанию и двигательным характеристикам и отвечать правилам дозировки: физическая нагрузка постепенно возрастает, а в последнем задании снижается;

- обязательное музыкальное сопровождение;

- создание игровых ситуаций, в которых ребенок должен самостоятельно принять решение;

- формирование положительных эмоций, в том числе путем включения сценок драматизации, приглашение гостей-героев знакомых сказок и мультфильмов.

Такая организация досуга позволяет достигнуть полной раскрепощенности детей, проявления их самостоятельности, фантазии, творчества в выборе движений, в ощущении мышечной радости [15].
Заключение
Такие формы досуга как игровые программы, массовые праздники и другие – благоприятная сфера для осознания себя, своих качеств, достоинств и недостатков в сравнении с другими людьми. Дети оценивают себя, ориентируясь на социально принятые критерии и эталоны, ибо самосознание социально по своему содержанию, по своей сути и невозможно вне процесса общения. Именно в условиях досуга формируются общности, дающие детям возможность выступать в самых разнообразных социальных амплуа. Таким образом, можно обозначить еще одну функцию детского досуга – коммуникативную [12].

Досуг – это зона активного общения, удовлетворяющая потребности детей в контактах. В процессе коллективного досугового времяпрепровождения происходит упрочение чувства товарищества, возрастание степени консолидации, стимулирование трудовой активности, выработка жизненной позиции, научение нормам поведения в обществе [15].
Библиография
1. Большой энциклопедический словарь / Ред. И. Лапина, Е. Маталина, Р. Секачев, Е. Троицкая, Л. Хайбуллина, Н. Ярина. Изд.: АСТ, Астрель, 2008 г.

2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т 1. - Спб., 1863-1866.

3. Девятова Т.Н. Коллективная досуговая деятельность дошкольников // Начальная школа: плюс-минус. - 2008. - № 9.

4. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств. 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Изд-во МГУК, ИПО ?Профиздат?, 2002. – 288 с.

5. Зацепина М.Б. Формирование основ культуры ребенка средствами культурно-досуговой деятельности //Автореф. дисс. д-ра пед. наук. – М., 2005.

6. Зацепина М.Б. Культурно - досуговая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. – 64 с.

7. Исаева И.Ю. Досуговая педагогика: учебное пособие. Электронная версия. http://fictionbook.ru

8. Мардахаев Л.В. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. высш. Учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. –368 с.

9. Махов Ф. С. Когда подростку интересно. Подросток в школе и в клубе. М., 1986г.

10. Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.Н., Добровольская Т.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: учеб. для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений М. : Academia, 2001. - 246 c.

11. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. – М.: Азъ, 1999. – 960 с.

12. Созинова Мария Валерьевна. Досуговая деятельность как средство развития творческого потенциала старших дошкольников: Дис. канд. пед. наук, Санкт-Петербург, 2004.

13. Толковый словарь русского языка. В 3 т. Т.1 А – М / Под ред. проф. Д.Н.Ушакова. – М.: вече, Мир книги, 2001. – 704 с.

14. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. 5-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия». 2008 –272 с.

15. www.dissercat.com



Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации