Самостоятельная работа - Последовательность и технология выполнения орнамента - файл n1.doc

приобрести
Самостоятельная работа - Последовательность и технология выполнения орнамента
скачать (1427 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc1427kb.01.06.2012 11:29скачать

n1.doc



МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное образовательное учреждении высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
Факультет технологии и сервиса

Кафедра ОТД

Учебный элемент по декоративно-прикладному творчеству

на тему : Последовательность и технология выполнения орнамента.


Выполнил студент

ФТС группы Т-412

Глебов Р.М.

Проверил :доц. каф. ОТД

Кисляков В.В.


Волгоград 2011 г.

Тема «Последовательность и технология выполнения орнамента».

Содержание:

Орнамент

Ориентальная симметрия

Геометрический орнамент

Природный орнамент

Комплексный орнамент

Принципы построения орнамента

Построение плетеного орнамента

Использование окружностей
Цель: Изучив данный учебный элемент Вы сможете:

-Узнать что такое орнамент.

-Узнать о видах орнамента.

-Познакомиться с принципами построения орнамента.

-Научится использовать окружности для построения орнамента.
Материально-методическое обеспечение и средства обучения:

-глоссарий основных понятий и терминов…………………………..3 стр.

-структурно-логические схемы и хронологические таблицы……..5 стр.

-краткие сведения из теории…………………….…………………......7стр.

-задания для самопроверки…………………….……………………...29 стр.

-рекомендуемая и дополнительная литература…………………….33 стр.
Глоссарий основных понятий и терминов
Алагрек - изогнутые сложные прямые или волнообразные линии орнамента.
Анфемий - ленточный орнамент из пальметт, сочетания пальметт, лотосов, лилий и пр.
Бандельверк - орнамент из переплетающихся лент.
Букрании - ленточный орнамент с изображением черепов быков, соединенных гирляндами.
Волюта - архитектурная деталь в виде спиралевидного завитка с глазком в центре. Волюта украшает консоли карнизов, обрамления порталов, дверей, окон и т.д.
Зоофор - лента рельефного орнамента с изображением живых существ, растений и т.п.
Иллюминирование - процесс выполнения цветных миниатюр и орнаментации в средневековых рукописных книгах.
Орнамент - узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов. Орнамент оперирует отвлеченными формами либо стилизует реальные мотивы, сильно их схематизируя. Орнамент предназначен:
Пальметта - декоративный орнамент в виде стилизованных веерообразных листьев с нечетным числом симметрично расположенных частей, соединенных в гирлянду.
Полурозетка - орнамент в виде половинок раскрытых стилизованных цветов.
Раппорт - тождественно повторяющаяся часть (мотив) рисунка.
Растительный орнамент - орнамент, стилизующий элементы растительного мира и состоящий из листьев, ягод, цветов.
Розетка - стилизованный орнамент античного происхождения в виде распустившегося цветка (розы).
Рокайль - характерный для рококо мотив орнамента в виде стилизованной раковины в обрамлении из сплетения причудливо изогнутых завитков.
Стилизация - подчинение художественного изображения условным, орнаментальным формам.
Сэнмурв - в древнерусском орнаменте - изображение драконовидного существа (птицедракона).
Тератологический стиль - в орнаментах - художественный стиль, для которого характерны причудливые переплетения зооморфных и растительных полуфантастических, диковинных мотивов.
Трафарет - пластина из дерева, картона, металла и др. с отверстием для нанесения красок:
Фашина - орнамент в виде перевязанного пучка хвороста цилиндрической формы.
Фриз - орнаментальная полоса, идущая по кромке мебели или стены дома.

Хронологическая таблица развития народного орнамента русских

Год события :

Описание события :

  • 1053год



  • IX — XI в



  • XI и XII в



  • вторая половина ХШ в




  • XII и ХШ в




  • в первой половине XV в.




  • XIV в. и начало XV в



  • XV в. и начало XVI в




  • Первое упоминание о русском орнаменте на книге Остромирово Евангелие

  • Создаются заставки русских рукописей ,которые имеют обыкновенную форму византийских заставок

  • Заставки и инициалы часто состоят из простых плетений; работа элементарная и краскою служит лишь киноварь

  • Орнамент главным образом — чудовищного стиля, сравнительно однообразный. Чудовищный орнамент. Их заставки имеют форму прямоугольного четырехугольника, внутри которого находятся или чудовищные звери и птицы

  • Южно-славянские рукописи нередко имеют орнамент чудовищного стиля. Но их заставки однообразны, в них находятся только чудовищные звери, перевитые ремнями и ветвями

  • Создание нового орнамента, с более разнообразными красками, перекликающимися фигурами

  • Соединяют старый и новый орнамент вместе. Так, Евангелие 1393 г., написанное, по-видимому, в Москве, имеет заставки в виде пересекающихся кругов, а инициалы чудовищного стиля

  • Использование заставок в виде пересекающихся кругов и черных узловатых инициалов; цветочные заставки и инициалы теряют популярность.


Структурно-логические схемы


Орнамент







Краткие сведения из теории
Орнамент

Орнамент (от лат. ornamentum - украшение) - это узор, состоящий из повторяющихся ритмически упорядоченных элементов. Орнамент предназначен для украшения различных предметов (посуды, мебели, текстильных изделий, оружия, книги и т.д.), архитектурных сооружений, произведений прикладного искусства. Связанный с поверхностью, которую он украшает и зрительно организует, орнамент, как правило, выявляет и подчеркивает своим построением, формой и цветом архитектонику и конструктивные особенности предмета, природную красоту материала. Основной признак орнамента как средства украшения - подчиненность образу, форме и назначению украшаемого предмета. Орнамент не может существовать самостоятельно, вне этого предмета. Часто плоский фон украшаемой поверхности становится элементом композиции орнамента, подчеркивая его своим цветом.

В построении орнамента обычно используют принцип симметрии и приемы ритмических повторов одного или нескольких элементов (раппорт). Орнамент можно продолжить в обе стороны, даже если его первоначальная композиция ограничена, замкнута.

Элементы, образующие орнамент, могут более или менее точно воспроизводить действительность, но чаще всего в орнаменте мотивы реального мира подвергаются значительной переработке: стилизации, декоративному обобщению, зачастую схематизируя их до неузнаваемости.

Относительно происхождения орнамента нет полной ясности. В нем запечатлено эстетическое осмысление деятельности человека, творчески преобразующей, упорядочивающей природу. Каждая эпоха, каждый стиль в архитектуре, каждая национальная культура выработали свою систему орнамента (мотивы, формы, расположение на украшаемой поверхности), поэтому часто по орнаменту можно определить, к какому времени и какой стране относится то или иное произведение. Так, в орнаментах Древнего Египта наибольшее распространение нашли растительные мотивы. Большое влияние на развитие орнаментального искусства оказал классический орнамент Древней Греции. Для азиатских культур древности и средних веков характерным видом орнамента были арабески - сложный орнамент, основанный на сочетании геометрических и стилизованных растительных узоров, иногда включающий в себя и надпись.

К числу определяющих формальных особенностей орнамента относится декоративная стилизация, плоскостность, органическая связь с несущей орнамент поверхностью, которую он всегда организует, нередко выставляя при этом конструктивную логику предмета. Не всякий узор можно считать орнаментом. Так, ткань с бесконечно повторяющимся узором, строго говоря, не является орнаментальной. По характеру композиции, обусловленной формой декорируемого предмета, орнамент может быть ленточным, центрическим, окаймляющим, геральдическим, заполняющим поверхность (паркетным) или же сочетающим некоторые из этих типов в более сложных комбинациях.

Ориентальная симметрия

Симметрия, воспринимаемая как проявление порядка, обладает эстетической ценностью, то есть воспринимается как нечто красивое.

Простой пример убеждает нас в этом. Чернильная клякса сама по себе не красива, но стоит перегнуть лист бумаги с невысохшей кляксой пополам, и мы получим кляксу, которая уже производит другое впечатление. Зеркальная симметрия новой кляксы и определит ее красоту.

Узор на рисунке получен с помощью зеркальной симметрии (рис. 1). Однако закон его построения слишком прост и очевиден, поэтому и эстетическая ценность такого узора невелика.



Рис. 1. Узор, полученный с помощью зеркальной симметрии
Геометрический орнамент

Перечислим виды геометрических орнаментов, ограничиваясь главным и идя от простого к сложному. Приведенные нами примеры немногочисленны, и их легко умножить.

Прежде всего назовем точку, которая мало значит сама по себе, но при повторении дает декоративный эффект, успешно использованный в искусстве Сасанидского Ирана и в китайских изделиях Танского периода. Затем идет линия или лента, широко применявшаяся для того, чтобы разграничить отдельные мотивы. Линию можно увидеть и в доисторических орнаментах и на греческих вазах (геометрический и классический стили).

Зигзаг, или ломаная линия, использовалась в Древнем Египте, где она служила знаком воды. Ее, впрочем, находят в культуре и у многих других народов в самые разные времена, от романской Франции до гончарных изделий неолитического Китая.



Шевроны - ломаная лента с ритмическим чередованием узора, встречается и в романском искусстве, и у берберов, и в Китае периода Шан.



Вязь характерна для искусства ислама, однако мы находим ее также в орнаментах самых разных стран. Напомним, что мотив плетенки встречается уже в древневосточном и греческом искусстве; в средние века вязь является излюбленным мотивом в книжной миниатюре, на ирландских резных крестах, в некоторых романских орнаментах, например в орнаменте колонн в церкви Сувиньи. Вязь можно увидеть на предметах эпохи Возрождения: книжных переплетах, фаянсовых изделиях Сен-Поршера; даже такие великие мастера, как Леонардо да Винчи и Дюрер, оставили образцы этого мотива, ставшие прославленными. Вязь строится по принципу чередования зеркально - симметричных завитков.



Меандр - изломанная под прямым углом лента - использовался и на греческих вазах геометрического стиля, и в искусстве Древней Мексики, и на японских тканях. (Получил свое название от извилистой реки Меандр, в Малой Азии). Классический меандр мог разбавляться различными элементами вставок (решетчатыми квадратами). При сочетании двух меандрических линий возникает изображение свастики - очень древнего символа эволюции. Изгибы волнистых линий представляют собой тот же принцип меандра, только лишенный своей геометрической четкости.



Квадрат, прежде всего ограничивает поверхности, заполненные мотивами, как мы это видим, например, на кессонированных потолках эпохи Возрождения.



Ромб можно увидеть на множестве доисторической гончарной посуды и на китайских бронзовых изделиях периода Шан; он также служит для ограничения декорируемых поверхностей. То же можно сказать и о шашечном орнаменте, который широко используется в узорах тканей со времен Древнего Египта вплоть до современного искусства.



Треугольник служит орнаментальным мотивом для мозаичных полов и для тканей.



Шестиугольник и восьмиугольник, и их сочетания широко воспроизводились в декоративном искусстве стран ислама.



Кроме перечисленных выше имеются еще два прямолинейных мотива, получивших широкое распространение с доисторических времен, но преимущественно в качестве религиозных символов: крест на Западе и свастика в странах Центральной и Юго-Восточной Азии. Крест встречается не только в древних или современных христианских цивилизациях: крестообразные мотивы мы видим и в античном искусстве и в орнаменте берберских украшений.

Стилизованные изображения стволов некоторых деревьев напоминали современную черепицу.

Среди кривых линий назовем в первую очередь синусоиду, волнообраз­ную ленту, которая встречается как обрамление и в романском, и в китайском искусстве.

Спираль снискала большой успех и огромное распространение; она характерна для Эгейской, а затем и для микенской культур.



Витой шнур - линия, спирально закрученная вокруг собственной оси, - встречается очень часто.
Так же часто и в самых разных странах применяется мотив круга, использовавшийся как собственно орнаментальный элемент, например на кипрских гончарных изделиях, так и для ограничения поверхности, заключающей в себе другие мотивы, как, например, на японских гербах.

Полукруг нашел гораздо более узкое применение, хотя и служил в архитектуре как рельефный орнамент в форме переплетенных арочек, тогда как эллипс чаще употреблялся в орнаменте эпохи Возрождения.

Весьма своеобразными деталями некоторых орнаментов, например в Китае, являются элементы, называемые веревочными орнаментами. Они действительно напоминают фигуры, которые получаются при переплетении веревок. Некоторые из них представляют собой извилистое кольцо, обычно разделенное осью симметрии на две почти одинаковые части - левую и правую.

Сложные мотивы объединяют в себе разнообразные элементы. Так, мотив рыбьей кости, встречающийся в полинезийских орнаментах, сочетает прямую и ломаные линии; шевроны, оканчивающиеся точками, использованы средневековой живописью; растительный завиток имеется и в архитектур­ном декоре Древнего Египта и эпохи Людовика XIV.

К геометрическим мотивам следует добавить элементы архитектурного декора, используемые только для украшения зданий и иногда мебели; они представляют собой в первую очередь лепной и резной орнаменты: шнур, листель, выкружка, валик, скоция, двойной зубчатый орнамент и т. д.
Природный орнамент

Главным мотивом орнамента является, прежде всего, живая природа: морские волны, более или менее сти­лизованные, широко распространенные от вазописи архаической Греции до японского искусства, сталактиты, украшающие Альгамбру в Гранаде, вулкан Фудзияма в японском искусстве, ореол пламени, окружающий некоторые изображения Будды; небесные светила, и в том числе солнце, использовавшееся во множестве орнаментов от времени Древнего Египта до эпохи Людовика XIV, луна, часто в виде серпа, которую мы находим и в искусстве ислама и во времена Дианы де Пуатье, звезды, где число лучей меняется в зависимости от страны и от эпохи и, наконец, молния, стилизованная порой до неузнаваемости.

Флора может быть и упрощенно стилизована и натуралистична или же воспроизведена в реалистической и сильно усложненной манере. Деревья часто изображаются на тканях, листья предстают иногда как масса листвы, иногда по отдельности, например лист папируса в Египте, лавровый и акантовый лист в Греции; или же листья бывают деформированы и стилизованы до полной утраты сходства с живым листом и превращаются в игру изогнутых линий, что мы можем видеть в лепных орнаментах некоторых мусульманских построек. Чрезвычайно распространены цветы, например лилия в Эгейском искусстве, роза в готическом, гиацинт в росписях турецкого фаянса. Талантливые мастера умело подчиняют мотив цветка форме украшаемого предмета: в Египте на предметах треугольных или удлиненных изображали голубой лотос, на округлых и широких поверхностях - белую водяную лилию. Плоды редко изображаются без листьев, гораздо чаще с веткой, как, например, грозди и листья винограда в искусстве христианских народов. Для растительных мотивов и на Востоке, и на Западе характерно преобладание изогнутых линий: растительные побеги и завитки, которые раскручиваются и закручиваются спиралью; подвешенные за концы фестоны и гирлянды, столь частые в римском искусстве и искусстве периода классицизма, венки, встречающиеся в те же эпохи. Есть также и розетки, вписанные в круг, которые представляют собой или раскрытый цветок, изображенный сверху (лотос в Индии; хризантема в Японии), или же цветок с шестью лепестками, полученный из пересечения дуг с помощью циркуля (распространенный мотив в народном искусстве). Еще один цветочный декоративный мотив - пальметта - имел огромное распространение в бесчисленных разновидностях. Обычно пальметта расположена вертикально, но она встречается и в перевернутом виде, а также в горизонтальном и диагональном.

Не удивительно, что растительные мотивы являются излюбленной темой орнаментов многих стран мира. Это и понятно. Почти любое растение в своем строении орнаментально. Оно построено по принципу повторов некоторых элементов (листья, цветы, усики и т.п.), обладает радиальной или билатеральной симметрией, а плавные изгибы побегов словно являются частями воображаемых окружностей.

Наиболее простые примеры растительных мотивов имеют билатеральную симметрию и строятся на основе вспомогательных квадратов (рис. 2).



Рис. 2. Пример билатеральной симметрии в растительном мотиве

Более сложный прием - зеркальное отражение со сдвигом. В результате происходит последовательное чередование различных элементов. (Любопытно, что на свете существует множество растений у которых листорасположение соответствует приведенному примеру).

В более пышных растительных орнаментах присутствуют обычно все приемы, описанные выше: сдвиг, повороты, использование вспомогательных сеток, рисование деталей на основе дуг окружностей и т.п. (рис. 3).



Рис. 3. Пример использования различных приемов орнаментальной симметрии для построения растительного орнамента

Анималистические мотивы также часто служили декоративным целям. Слон в буддийских странах, баран в орнаментах античного Рима и эпохи Возрождения, змеи в кхмерском искусстве.

Из морской фауны использовались рыбы, а также дельфин в древнегреческом и древнеримском искусстве, в эпоху Возрождения в Италии и Франции; карп в китайском искусстве. Спрут получил большое распространение в критских и микенских декорах. Различные раковины моллюсков, и особенно морской гребешок, часто встречаются в декоративном искусстве Франции эпохи времен Людовика XV и Людовика XVI.

Мастера декоративного искусства широко использовали изображения насекомых: скарабей в Древнем Египте, бабочка во всех видах искусства Китая и Японии, пчела во французском ампире, стрекоза в японских изделиях и в европейском искусстве начала ХХ в.

Однако наибольшее применение во всех странах и почти во всех видах декоративного искусства нашли изображения птиц в силу символического смысла, который им придавался: сокол в Египте, орел в Риме, Византии и в Германской империи, павлин в христианском искусстве, журавль и мандариновая уточка в Китае и Японии. Но нередко мотив птицы использовался лишь в декоративных целях: коринфские вазы, некоторые мусульманские блюда, средневековые испанские ткани, ткани эпохи Людовика XVI и гончарная посуда индейцев зуни.

Кроме реальных животных, изображенных целиком, в качестве декоративных мотивов использовались части тела животных: бычьи головы, известные уже из первобытного искусства, львиные лапы в египетской мебели, протомы в искусстве греков, а также сказочные существа, такие, как египетские сфинксы или грифоны и химеры греческой и римской античности, Византии и эпохи Возрождения, драконы, феникс и маски тао-тё в китайском искусстве. К этим чудовищам следует отнести также и фантастических зверей с двумя туловищами и одной головой - мотив, более распространенный, чем принято считать, и даже одноглавые существа с тремя туловищами.

Человек, естественно, очень часто используется как сюжет орнамента, иногда в виде схематического изображения, иногда стилизованно, иногда реалистически.

В декоративном искусстве всех стран мы встречаем изображения мужчины и женщины поодиночке или в группах, в позах спокойных и величественных или, наоборот, в динамичном движении и даже в необузданном танце. Фигуры могут быть обнаженными или в одеждах, закрывающих почти все тело.

Есть и карикатурные изображения (греческие терракоты, резные украшения готических откидных скамеечек).

Человеческое лицо тоже служило мотивом декора, и на его основе родился маскарон.

Использовались и некоторые отдельные части человеческого тела: глаз, сердце, нога, рука, которая могла иметь четыре, а то и три пальца (мусульманское искусство).

Формы человеческого тела использовались также и для создания фантастических существ: кентавры и сирены античности, ангелы христианского мира, амуры (итальянские путти), полуфигуры и особенно ренессансные гротески с телами, вырастающими из растений.

Пейзаж с человеческими фигурами или без них используется довольно редко или же сводится к дому с одним или двумя деревьями. Встречается так же тема волн и облаков, (в основном в китайской орнаментике). За основу берутся фигуры, контур которых составлен отрезками дуг. Элементы таких фигур порой напоминают кусок листа, купол храма или закрученный гребень волны. Затем полученный контур многократно обводится разнообразными линиями, разделенными небольшими промежутками. Они как бы объединяют элементы узора в единое целое.

Иногда элементы узора строятся по закону зеркальной симметрии, однако кроющие линии проходят при этом только по верхнему контуру. Нередко элементы орнамента выстраиваются как бы в два яруса.

Неодушевленные предметы составляют немаловажную часть декора. Достаточно вспомнить готические свитки и ленты XVIII столетия, доспехи и трофеи, вазы и рог изобилия эпохи Людовика XIV и садовые орудия времен Людовика XVI, так же, как и греческие корабли, голландские ветряные мельницы, японские мосты и веера, французские монгольфьеры.

Количество и разнообразие предметов, используемых в декоративном искусстве, исключает всякую возможность классификации. Можно сказать, что все, когда бы то ни было вышедшее из рук человека, впоследствии послужило орнаментальным мотивом.
Комплексные мотивы

К этой категории мы можем отнести мотивы с двойным назначением, утилитарным и декоративным. Здесь мы прежде всего рассмотрим надписи: прямолинейное написание китайских иероглифов, куфическое арабское письмо, римские прописные буквы. Надпись имеет смысловую нагрузку и одновремен­но является украшением. Чаще всего ее помещают на бордюрах.

Древнегреческие и средневековые готические буквы гораздо меньше использовались в декоративном искусстве, чем арабский шрифт, который подчас настолько растворяется в сплетении линий, украшающих фон, что сам становится орнаментом.

Декоративность арабской вязи побуждала иной раз христиан использовать ее просто в качестве украшения («Комментарии св. Беата к «Апокалипсису» XI в. с надписью «Нет бога кроме Аллаха»), на мусульманских тканях встречаются буквы, перевернутые вертикальным штрихом вниз ради достижения большего декоративного эффекта. Надписи помещались и на камне, и на керамике, на простых и драгоценных металлах, на тканях.

Далее следуют символические мотивы. Они разнообразны и во многом повторяют мотивы, о которых говорилось выше. Так, треугольник символизирует горы на керамике неолитического Китая и додинастического Египта; круг, спираль и близкие им мотивы в Древнем Китае имеют космологический смысл, они изображают небо, движение светил, облака и гром; круг, разделенный надвое спиралью - знак «инь-янь», - обозначает нераздельность мужского и женского начал.

Среди растительных мотивов символического характера общеизвестны древо жизни в Месопотамии и Иране, роза, как королевский символ средневековой Англии, лилия во Франции; следует также упомянуть цветок лотоса в буддийском искусстве. Что касается символических мотивов, почерпнутых из фауны, в предыдущем разделе уже говорилось о птицах.

Христианское искусство Востока и Запада использовало целый ряд символических мотивов - от рыбы, раннехристианского символа, до эпиграфических - IHS и хризмы; сюда же относятся ягненок, павлин и феникс, пальма, якорь, дельфин, обвивающий трезубец, и, разумеется, на первом месте крест, существующий во многих вариантах, каждый из которых очень декоративен.

В некоторых случаях мы видим сочетание нескольких символов: так, например, на саркофагах из Латеранского музея над крестом изображена хризма.

Вслед за символическими мотивами упомянем также и геральдические. Можно увидеть гербы в форме круга в мусульманском искусстве, в частности, использованные для украшения лампад в мечетях.

Японские фамильные гербы также имеют форму круга. Иногда они составляют единственный узор предмета и изображаются золотом на фоне черного лака или на керамике, они же образуют декор цубы или служат узором роскошных тканей. Во всех случаях достигается очень удачный декоративный эффект.

В Европе мотив герба встречается главным образом в средневековом искусстве. Поскольку сама цель герба состоит в том, чтобы подчеркнуть престиж, гербы имели не только семьи, но и государства, города, цеховые корпорации и всякие иные общественные группы.

Форма гербового щита меняется в зависимости от эпохи; в готической Франции она более декоративна, чем в последующие века. Гербы имеют различные формы в разных странах, и итальянские, и немецкие гербовые щиты нельзя спутать с французскими. Позднее к щиту стали добавлять различные элементы, которые его усложняют в декоративном отношении: такими добавлениями были шлем или корона, помещенные над щитом, львы или другие животные, которые его поддерживают, а под ним лента с девизом.

Некоторые гербы германских стран настолько перегружены деталями, что в большой степени утрачивают художественную ценность. В геральдическом искусстве ценится, прежде всего, лаконизм: с декоративной точки зрения наилучшими являются самые простые гербы.
Принципы построения орнамента

Различные системы декора позволяют извлечь наибольший эффект из избранных мотивов. Главный из них повторение, которое уже само по себе, если мотив удачно выбран, дает хороший декоративный эффект.

Повторение придает ценность малозначительному элементу; его регулярность может создать ощущение величин и порядка, спокойной и уверенной силы. Повторение мы часто видим в бордюрах, лентах и фризах.

Инверсия (обратное расположение) узора дает один и тот же мотив попеременно в противоположных направлениях и этим позволяет избежать однообразия.

Чередование выполняет ту же роль, помещая мотив то в вертикальном, то в горизонтальном направлениях. Можно также чередовать элементы плоские и рельефные, прямые и изогнутые; и, наконец, художник может добиться особого эффекта чередованием цвета или даже только светлых и темных тонов.

Симметрия располагает два сходных мотива по обе стороны от оси, изображенной или воображаемой, - абсолютная симметрия.

Существует также относительная симметрия, которая достигается не сопоставлением сходных деталей, а равновесием масс; частичная симметрия сводится к деталям мотива.

По мотивам, используемым в орнаменте, его делят на геометрический состоящий из абстрактных форм, природный, куда входят растительный, стилизующий листья, цветы, плоды и т.п.; зооморфный (животный), стилизующий фигуры или части фигур реальных или фантастических животных; антропоморфный, использующий для мотива человека; пейзаж и неодушевленные предметы.

Комплексные мотивы включают в себя надписи, символы, геральдическую тематику и имеют двойное назначение, утилитарное и декоративное.

Приведем примеры построения геометрического орнамента с помощью решетки.

Неожиданный результат можно получить, если вписать в большой квадрат девять маленьких квадратиков вспомогательной решетки (рис.4)



Рис. 4. Пример орнамента из квадратов на основе вспомогательной решетки


Более сложные мозаичные орнаменты на основе сетки (рис. 5)





Рис. 5. Пример сложного орнамента на основе вспомогательной решетки

В качестве вспомогательных приемов на рисунках даны решетки, пользуясь которыми совсем нетрудно воспроизвести любой из приведенных ниже орнаментов. В основе решетки из первых отрезков лежат концентрические круги, вписанные в прилегающие друг к другу квадраты (рис. 6).



Рис. 6. Пример орнамента на основе концентрических кругов 
Построение плетеного орнамента

С помощью вспомогательных сеток удается строить достаточно сложные элементы орнаментов, представляющие собой переплетающиеся ленты.

Сначала на основе частой сетки строится плоское изображение (рис.7).



Затем выбирается последовательность прохождения одних полос под или над другими, а решетка стирается (рис. 8).



Рис. 8. Пример доработки орнамента, представляющего собой переплетающуюся ленту


Использование окружностей

Путем вращения исходного элемента вокруг центра создаются разнообразные розетки.

Что получится если вращать круг? Предположим, точка вращения находится на его окружности.

Тогда мы получим розетку из кругов, каждый, из которого касается соседнего в двух точках (в центре и одной из точек дуги) (рис. 9).



На рисунке таких кругов четыре и для удобства дальнейших построений они вписаны в круг большего диаметра.

Воспользуемся рисунком как вспомогательной сеткой линий. Оставим лишь правые половинки окружностей.

В результате получим фигуру, напоминающую индуистский символ развития, в двадцатом веке известный как свастика (рис. 10).



Если точка вращения находится вне круга, то в получившейся розетке образовавшиеся круги могут либо вообще не касаться друг друга, либо соприкасаться с соседним кругом только в одной точке (рис. 11).



Рис. 11. Пример построения розетки на основе вспомогательных кругов

Убрав части дуг как вспомогательные линии, получим красивую конструкцию, встречающуюся порой в готической архитектуре (рис. 12).



Рис. 12. Пример построения «готической» фигуры, полученной на основе вспомогательных кругов

Количество вспомогательных кругов, полученных за счет вращения исходного, может быть разным, например три (рис. 13).



Рис. 13. Пример построения фигуры, полученной на основе трех вспомогательных кругов

Если их всего два, легко построить фигуру, известную как древние восточные символы единства противоположных сущностей - Инь и Янь (рис. 14).



Во многих сложных и красивых орнаментах угадывается лежащий в их основе прием вращения окружностей. Взгляните на следующий прием (рис. 15).



Рис. 15. Пример построения орнамента, полученного путем вращения окружностей

Каждый из четырех кругов этого орнамента получен путем зеркального отражения соседнего круга. Внутри каждого круга, без труда, можно обнаружить элементы дуг, преобразованных в линии растительного мотива. Работает только что описанный прием.

Сдвигая круги по горизонтали, легко получить звенья одной цепи.

Задания для самопроверки и самоконтроля

По вертикали:

1. ленточный орнамент из пальметт

4. характерный для рококо мотив орнамента в виде стилизованной раковины

5. орнаментальная полоса, идущая по кромке мебели или стены дома

7. подчинение художественного изображения условным, орнаментальным формам

8. лента рельефного орнамента с изображением живых существ

9. узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов

10. изогнутые сложные прямые или волнообразные линии орнамента

11. тождественно повторяющаяся часть (мотив) рисунка

12. орнамент из переплетающихся лент

По горизонтали:
2. процесс выполнения цветных миниатюр и орнаментации в средневековых рукописных книгах

3. ленточный орнамент с изображением черепов быков

4. стилизованный орнамент античного происхождения в виде рас-пустившегося цветка

6. архитектурная деталь в виде спиралевидного завитка с глазком в центре

7. в древнерусском орнаменте - изображение драконовидного существа


Ответы: по горизонтали- анфемии, рокайль, фриз, стилизация зоофор, орнамент, алагрек, раппорт, бандельверк ; по вертикали- иллюминирование, букрании, розетка, волюта, сэнмурв .

Тест:

1.Что такое орнамент?

1) Узор цветка

2) Картина

3) Композиция линий

4) Узор из ритмически упорядоченных элементов

2.Какую форму имеют японские фамильные гербы?

1) Круга

2) Ромба

3) Овала

4) Квадрата

3.Какие мотивы относятся к комплексным?

1) С двойным значением

2) С комплексной проработкой

3) С комплексным составом

4) С комплексом орнаментов

4.Для какой культуры характерна вязь?

1) Христианства

2) Ислама

3) Буддизма

4) Иудаизма

5. Что такое меандр?

1) Изломанная под прямым углом лента

2) Прием выполнения орнамента

3) Материал для орнамента

4) Стиль орнамента

6. Что получает малозначимый элемент при использовании повтора?

1) Количество

2) Навязчивость

3) Ценность

4) Ограничиность

7Что олицетворяет стиль розетки в Индии?

1) Бамбук

2) Роза

3) Баобаб

4) Лотос

Правильные ответы: 1.1 2.4 3.2 4.3 5.2 6.3 7.2.
Список используемой литературы

  1. Популярная художественная энциклопедия. - М.: Сов. энциклопедия, 1986.

  2. Литвинов В.В. Практика современной экспозиции. - М.: Плакат, 1989.

  3. Ищханнес И. Искусство цвета / Пер. с нем. - М.: Изд. Д.Аронов, 2000.

  4. Ерошкин В.Ф. Промышленная графика: Учеб. пособие. - Омск.: ОГИС, 1998.

  5. Холмянский Л.М. Макетирование и графика в художественном конструировании. - М.: Изд-во МАрхИ, 1978.

  6. Аксенов Ю., Левидова М. Цвет и линия. Практическое руководство по рисунку и живописи. - М.: Советский художник, 1976.




МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации