Губарева Л.И. Антропогенез и социогенез - файл n1.doc

приобрести
Губарева Л.И. Антропогенез и социогенез
скачать (405 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc405kb.01.06.2012 11:29скачать

n1.doc

  1   2


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Л. И. Губарева


АНТРОПО- И СОЦИОГЕНЕЗ

Учебное пособие
Ставрополь – 2010


Печатается по решению

редакционно-издательского отдела

Ставропольского государственного

университета


Губарева Л.И. Антропо- и социогенез: Учебное пособие. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2010. - с.


Учебное пособие содержит лекции по основные разделам дисциплины, вопросы для подготовки к лекциям, глоссарий и список литературы.

Учебное пособие предназначено для студентов всех факультетов классического университета. Оно может быть использовано учителями и преподавателями средних общеобразовательных, инновационных и специальных учебных заведений.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время достижения науки преподносятся не как живое движение человеческой мысли, а как готовая продукция, статичная совокупность некоторой информации, которую необходимо лишь зазубрить. Однако учебный процесс в высшей школе должен быть подчинен не столько задаче информационного насыщения, сколько формированию продуктивного мышления, развитию интеллектуального потенциала личности, становлению способов логического анализа. Эти задачи трудно решить в рамках учебной программы, поэтому большая роль в их реализации отводится спецкурсам. Предлагаемый спецкурс позволяет не только расширить и углубить знания студентов по вопросам эволюции человека как биологического вида, но и решить вышеперечисленные задачи, а также задачу индивидуализации обучения студента, формирования у него уникального сознания и личности в ходе живого диалога.

Главная цель пособия - раскрыть студентам историю развития антропогенной теории, современное состояние проблемы антропогенеза, обеспечить междисциплинарный подход к ее рассмотрению.

Учение об антропогенезе базируется на знании основ таких дисциплин как «Эволюционное учение», «Анатомия, морфология и физиология человека», «Возрастная физиология», «Генетика», «Экология», и «Психология».

Учебное пособие призвано сформировать общекультурные и профессиональные компетенции: способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, политические события и тенденции; использовать биологическое знание и знание закономерностей становления общественного сознания в профессиональной и общественной деятельности; понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в нем.

С учетом этого важное внимание уделяется рассмотрению различных взглядов и теорий происхождения и эволюции человека, месту человека в системе животного мира, движущим фактором антропогенеза, основным направлениям эволюции человека, включая эволюцию психики, а также вопросам единства происхождения человеческих рас, негенетической преемственности, этапам формирования семейных и общественных отношений, становления религии, государства и права.

При этом акцент ставится на преимущества человека как биологического вида, приобретенные в ходе эволюционного развития, перспективах использования этих преимуществ в ходе онтогенеза - индивидуального развития человека.

В ходе лекций предполагается использование интерактивных форм и методов обучения (диспут, дискуссия, диалог, лекция вдвоем), инфо-коммуникационных технологий (электронные информационные источники, электронные презентации), деятельностного подхода (ролевые игры).

Спецкурс рассчитан на студентов всех факультетов, изучающих человека как биологическое или социальное существо, интересующихся проблемами происхождения и эволюции человека, возникновения и расселения человеческих рас, эволюции психики и общественных отношений.

Полученные знания будут способствовать формированию у студентов чувства высокой ответственности за реализацию генетических потенций и выполнения своего назначения в обществе.

Учебное пособие включает курс лекций, вопросы для подготовки к ним, глоссарий, список литературы.

Учебное пособие предназначено для студентов всех факультетов классического университета. Оно может быть использовано учителями и преподавателями средних общеобразовательных, инновационных и специальных учебных заведений.
АНТРОПОГЕНЕЗ

(вводная лекция)

«Как похожа на нас безобразнейшая тварь - обезьяна».

Эниний

Антропогенез - это раздел антропологии - науки о человеке (anthropos -человек, logos - учение), дающий научную картину эволюции высших антропоморфных приматов, являющихся ближайшими предшественниками человека, а также собственно гоминид в течение четвертичного периода.

Антропогенез - научная картина эволюции физической природы высших антропоморфных приматов, являющимися ближайшими предшественниками человека, а также собственно гоминид (ископаемых и современных представителей семейства людей) в течение четвертичного периода (В.М. Харитонов, 1987).

Начиная разговор об эволюции человека, хотелось бы акцентировать внимание на двух моментах, которые обычно вызывают контраргументы у противников антропогенеза.

  1. Эволюция - это поступательный, непрерывный процесс. Если это аксиома, то почему эволюция человека остановилась?

  2. Если человек - это вершина эволюции, то почему в пренатальном онтогенезе он больше похож на взрослую антропоморфную обезьяну, а плод обезьяны - на взрослого человека?

Ответ на первый вопрос однозначен и прост: оградив себя от внешней среды (жилище, одежда, обувь, продукты питания), человек устранил действие естественного отбора и, таким образом, эволюция человека как биологического вида остановилась. С того момента, как человек подчинил себе природу и стал менее зависимым от нее, биологические факторы антропогенеза перестали быть ведущими. В роли ведущих факторов выступают социальные. Более того, главной исходной предпосылкой эволюционного процесса является наследственная изменчивость (генные и хромосомные мутации). Однако лишь малая часть мутаций (10%) не снижает жизнеспособности особей, и только, в редких случаях возникают наборы генов, являющиеся полезными, дающие мутантам преимущества по сравнению с исходным типом (сверхвитальные факторы). Их распространение в популяции поддерживается естественным отбором. Такие «положительные мутации» являются необходимым условием возникновения новых, более приспособленных к окружающей среде рас и видов (Общая зоология, 19). Большая же часть (90% и более) генных и хромосомных мутаций приводит к снижению жизнеспособности особей и, следовательно, элиминируется естественным отбором. Этим можно объяснить длительность и постепенность эволюционных изменений. Кроме того, мутации возникают довольно редко. Редкость возникновения полезных для организма мутаций обеспечивает устойчивость генетической структуры популяции и ограничивает скорость эволюционного процесса. Хотя писатели-фантасты, продвигая биологическую эволюцию Homo sapiens, видят человека будущего лишенным полностью волосяного покрова с большой головой, с другими пропорциями тела, менее, эмоционального и т.д.

Ответ на второй вопрос вызывал немало споров среди ученых. Так, Л.Больк (1926) считал, что человек возник в результате общей задержки развития антропоморфной обезьяны. Теорию Болька поддерживал де Беер (19 ), который полагал, что человек есть результат педоморфоза, то есть взрослые формы сходны с незрелыми предковыми формами.

В настоящее время общепризнанно, что эволюционное изменение он­тогенеза может происходить в направлении обратном тому, которое предсказывал Геккель «онтогенез есть краткое повторение филогенеза»; вместо добавления новых стадий к процессу индивидуального развития (гиперморфоз) имеет место сокращение сроков развития. Эволюционные изменения, состоящие в сохранении инфантильных признаков, известны под названием неотении или "фетализации" (по Больку от слова foetus - плод). Поэтому строении человеческого тела можно обнаружить много типично "инфантильных" черт: изгиб оси черепа, расположение большого затылочного отверстия, отсутствие волосяного покрова, уплощение и небольшой размер лицевого скелета по сравнению с мозговым (ортогнатный профиль) (рис. 1).

Рис. 1. Фотография детеныша обезьяны
Несмотря на чрезвычайное многообразие гипотез о происхождении человека, все они, по мнению Л.Б.Вишняцкого (2009), могут быть сведены к трем основным вариантам:

  1. Человек - порождение высших, сверхестественных сил (творение - креационисткая теория).

  2. Человек прибыл на землю из других планет, иных миров (пришествие).

  3. Человек - результат естественного развития земной природы (эволюция).

На мой взгляд, в самостоятельный, четвертый вариант, можно выделить гипотезу, согласно которой человек есть результат сборки - биоробот, выполненный представителями более высоко развитых неземных цивилизаций (Мулдашев, 200). Об этом сейчас не только много пишут, но и снимают художественные фильмы, в которых биоробот из механической машины превращается в человека - существо не только мыслящее, но и чувствующее, понимающее прекрасное (Homo sapiens esteticus).

Вместе с тем, поразительное сходство человека с обезьяной, наличие у человека рудиментов, проявление атавизмов и интегрирование в организме человека (а, следовательно, и в генотипе) всего хода эволюции (ретикулярная формация напоминает нервную систему гидры, спинномозговые ганглии -ганглиозную систему кольчатых червей, спинной мозг - нервную систему ланцетника и т.д., и т.п.) приводит большинство ученых к мнению об историческом развитии Homo sapiens. Даже Ч.Дарвин - создатель эволюционной теории в одном из писем писал: «Никак не могу взирать на эту чудесную Вселенную и особенно на природу человека и довольствоваться заключением, что все это - результат неразумной силы».

Особенно остро вопрос о происхождении человека стал дискутироваться во второй половине 20 века, когда в одних и тех же слоях были обнаружены останки разных видов гоминид (Homo habilis и Homo erectus, Homo neandertalensis и Homo sapiens).

Современные представления о таксономическом месте человека в биологическом мире выглядят следующим образом (табл. 1).

Выделение гоминид и людей в разные таксоны считается целесообразным, так как мы до конца не знаем, какова степень различий между исчезнувшими и сохранившимися видами. Термин «Гоминиды» должен использоваться для обозначения всех популяций и видов, с которыми нас объединяет общая эволюционная история.

К семейству гоминид большинство ученых в настоящее время относят: Australopithecus, Homo habilis, Homo erectus, Homo neandertalensis, Homo sapiens (П. Кемп, К. Армс, 1988).

Таблица 1

Таксономия гоминид

(no Le Gros Clark, 1949; Szalay, Delson, 1979)


Таксон

Латинское название

Русское название

Состав данной группы животных

Класс

Mammalia

Млекопитающие

Теплокровные животные,

рождающие живых детенышей и вскармливающие их молоком

Отряд

Primates

Приматы (101 вид)

Полуобезьяны, обезьяны, человекообразные обезьяны и человек

Подотряд

Haplorhini

Гаплориновые

Долгопяты, обезьяны, человекообразные обезьяны и человек

Инфраотряд

Catarrhini

Узконосые обезьяны

Обезьяны Старого Света,

человекообразные обезьяны и человек

Надсемейство

Hominoidea

Гоминоиды

Человек и его предки

Семейство

Hominidae

Гоминиды

Человек и его предки

Род

Homo (H.)

Собственно люди

Человек

Вид

H. sapiens

Человек разумный

Неоантроп

Подвид

H. sapiens

Человек разумный,

Анатомически




sapiens

очень разумный

современный человек (люди)



Основными методами изучения эволюционного развития человека являются:

  1. Антропометрия – измерение отдельных частей человеческого тела.

  2. Краниометрия – измерение черепа.

  3. Антропоскопия – качественная характеристика (описание) формы частей тела, волос, черт лица, цвета кожи, зубов и так далее.

  4. Антропологические раскопки – изучение древних форм человека и его предков.

  5. Методы молекулярной генетики – изучение наследственной информации человека, заключенной в его ДНК и РНК.

  6. Иммунологические методы – изучение иммунитета человека.

  7. Дерматоглифические – изучение особенностей кожного рисунка подушечек пальцев, ладоней и стоп.

Современные исследования по палеоантропологии включают в себя четыре подхода:


Вопросы для подготовки к лекции.


  1. Была ли эволюция?

  2. Каковы ваши представления в отношении эволюции человека в настоящее время?

  3. Каким видят ученые человека будущего?

ЛЕКЦИЯ 2

Краткая история развития антропогенной теории

«Жизнь проводил человек, скитаясь, как дикие звери».

Т.Л. Кар «О природе вещей»
Суть антропогенеза как особого процесса развития заключается в морфофункциональной трансформации гоминид в направлении адаптации к трудовым процессам.

Антропогенез как целостная теория исторического развития человека базируется на достижениях ряда естественных и социальных наук о человеке.

Так, морфология, изучающая онтогенетические особенности физической природы человека, дает антропологу знание механизмов, которые обуславливали эволюционное возникновение человеческих особенностей.

Сравнительная физиология дает возможность определить, в каком направлении шла эволюция функций, обеспечивающих адаптацию приматов к условиям среды обитания.

Вирусология и молекулярная биология позволяют выявить родство между ныне существующими видами гоминид и исчезнувшими предковыми формами.

Достижения генетики позволяют получить адекватные представления о наследовании признаков приматов и их мутационной изменчивостью.

Данные палеоантропологии помогают понять сущность атавистических явлений в организации современного человека, отклонений в индивидуальном развитии, а также вариантов строения тела.

Палеопатология раскрывает картину древности патологий.

Особое место среди источников информации, которые используют антропологи для теоретических построений, занимает приматология - наука о современных и ископаемых представителях отряда приматов, включая человека. В настоящее время пристальное внимание исследователей привлекает поведение и экология современных обезьян. Изучение сообществ приматов различных таксонов, обитающих в экологически несходных условиях, позволяет в определенном приближении моделировать сообщества ранних гоминид. Большой интерес представляет орудийная деятельность приматов, т.к. она помогает представить истоки трудовой деятельности гоминид. Процесс обучения, системы коммуникации у обезьян представляют объективную информацию для палеосоциологов и антропологов.

Археология, изучает историю человека по вещественным памятникам (каменным, костяным и деревянным орудиям палеолита), проливает свет на социогенез.

Этнография, анализирует все стороны культуры и быта современных народов, находящихся на различных степенях исторического развития, помогает воссоздать основные этапы социогенеза.
Краткая история проблемы антропогенеза
Идея о естественном происхождении Homo Sapiens могла вырасти только на почве материалистического происхождения. Так стихийные материалисты античной эпохи Анаксимандр и Эмпедокл (VI-V до н.э.) считали, что живые существа возникли из ила, согретого солнцем или внутренним огнем Земли. По Эмпедоклу эти живые существа были не организмами, а лишь частями организмов. Части соединяла сила любви -филия (filia - любовь). Приспособленные к среде и способные к размножению организмы выживали, а неприспособленные чудовища разрушались. Анаксимандр высказал идею происхождения человека от животного другого вида (рыбообразных). Эти воззрения положили начало мифам и сказаниям о сфинксах и русалках.

Идеи Эмпедокла оказали большое влияние на выдающегося римского поэта и натурфилософа Тита Лукреция Кара (I в до н.э.), автора поэмы «О природе вещей», в которой он изложил материалистические философские воззрения древности:

Много земля сотворила уродов безногих, безруких,

Рта совершенно лишенных, подчас со слепой головой...

Много диковин и чудищ земля создала в этом роде,

Но понапрасну! Природа развитие им преградила,

Сил не хватило у них, чтобы зрелости полной достигнуть,

Чтобы достать себе корм и сходиться для дела Венеры.

Представления Лукреция Кара о происхождении человека еще очень наивны, однако он с большой проницательностью намечает деление культуры на каменный, медный и железный века.

Прежде служили оружием руки могучие, ногти,

Зубы, камения, обломки ветвей от деревьев и пламя,

После того была найдена медь и порода железа.

Все-таки в употребление вошла прежде медь, чем железо,

Так как была она мягче, притом изобильней гораздо

В период средневековья и позже господствовали теологические взгляды на природу всего живого, в том числе и человека. Так в 1619 г. был сожжен на костре живым итальянский философ Лючилио Ванини по обвинению в колдовстве и ереси за сочинение «О достойных удивления тайнах природы, царицы и богини смертных» (1616), в котором он в очень осторожной форме изложил идею о родстве человека и обезьяны.

Идея о родстве человека и обезьян стала дискутироваться более открыто в 18 в. В 1798 г. И. Кант в «Антропологии» изложил свои эволюционные взгляды, согласно которым природа способна превратить шимпанзе и орангутанга в человека. Однако представления Канта были идеалистичными: возникновение идеи должно было предшествовать возникновению человека.

Материалистические взгляды на происхождение человека в 18 в. высказывали французские философы Дидро в сочинении «Об объяснении природы» (1754) и Гельвеций в произведении «Об уме» (1758), а также русский натуралист А. Каверзнев в книге «Философское рассуждение о происхождении животных» (1778, 1787).

Стройную теорию о происхождении человека впервые предложил Ж.Ламарк в труде «Философия зоологии» (1809). По мнению Ламарка, развитое «четвероногое» животное ведущее древесный образ жизни, в силу обстоятельств или других причин спустилось на землю и путем упражнения приобрело привычку ходить на двух ногах. Широко расселившись по Земле новая порода обезьян вынуждена была приспосабливаться к разнообразному природному окружению, что привело к еще большим изменениям. Общественный образ жизни способствовал развитию речи и мышления. Однако эволюционная теория Ламарка не получила признания. Против нее открыто выступил ученик Ж.Б. Ламарка, непререкаемый мэтр палеонтологии конца 18-го начала 19 в. - создатель теории катастроф Жорж Кювье. После проверки предъявленных ему останков ископаемого человека он пришел к выводу, что они принадлежат слону, черепахе, ихтиозавру и саламандре и заявил в специальном сочинении «Исследование ископаемых костей», что «ископаемый человек не существовал».

В 1700 г в Каншате нашли череп человека и отнесли его ко времени, когда в Европе жили слоны, то есть задолго до 23 октября 4004г. до рождения Христова - до сотворения человека из глины создателем по подсчетам архиепископа Ушера Ирландского (1654). В 1723 г. де Жессье сделал доклад в Парижской академии наук о каменных орудиях аборигенов Канады и в нем заявил, что такими же орудиями древних людей следует считать камни со следами обработки, которые находят в земле Европы.

Еще больший диссонанс в теологические представления о происхождении человека внес шведский натуралист К. Линней. В своей книге «Система природы» (1935) в разработанной им классификации он помещает человека в одну группу с обезьяной и, видимо сам испугавшись гнева господня, называет семейство «Приматы» - животные I ранга. Более того, он относит человека и орангутанга в один род - Homo, называя последнего Homo silvestris (лесной человек), а первого Homo sapiens nosee te ipsum (человек разумный, познай самого себя)

Крамольный призыв К. Линнея, по-видимому, был услышан французскими и русскими философами, эволюционистами и естествоиспытателями.

В трудах английского естествоиспытателя Ч.Лайеля «Древность человека» и Ларте «О геологической древности человеческого рода» (1860) подтверждается факт одновременного существования человека и вымерших видов животных.

Победа эволюционного учения связана с именем Ч. Дарвина. Еще в 1837-1838 г. Ч.Дарвин писал: «Если дать простор наши предположениям, то животные наши братья по боли, болезни, смерти, страданию и голоду, наши рабы в самой тяжелой работе, наши товарищи в наших удовольствиях - все они ведут, может быть, свое происхождение от одного общего с нами предка - нас всех можно было бы слить вместе». В 1959 г. в труде «Происхождение видов путем естественного отбора» в заключительной части Ч.Дарвин писал: «Много света будет пролито на происхождение человека и его историю».

Эту задачу он выполнил, опубликовав в 1871 г. книгу «Происхождение человека и половой отбор». По мнению Ч.Дарвина, эволюция - необратимый процесс. Одна из главных причин необратимости эволюционного развития заключается в том, что эволюция сама по себе связана с изменениями в окружающей организм среде. Другая причина состоит в том, что каждая стадия эволюционного развития обеспечивает большую ценность приобретенных организмом признаком для выживания, чем предшествующая.

Движущими факторами эволюции Ч. Дарвин считал изменчивость, наследственность, борьбу за существование и естественный отбор. В настоящее время к факторам эволюции относят динамику численности популяций, миграцию и изоляцию.

Справедливости ради нужно сказать, что аналогичное мнение о происхождении человека в 1864 г. в журнале «Anthropological review», а затем в сочинении «О теории естественного отбора» (1870) независимо от Дарвина высказал А. Уоллес. Однако он считал, что многие качества и свойства человека есть результата не естественного отбора, а целенаправленной работы "некоторого высшего интеллигентного существа".

Развитие науки о происхождении человека постоянно стимулировалось поисками «переходного звена» между обезьяной и человеком, точнее его древним понгидным предком.

Большое значение в области антропологии имели труды английского биолога Т. Гексли и немецкого эволюциониста Э. Геккеля. Используя данные эмбриологии, Геккель отстаивал теорию происхождения человека от более низкоорганизованных животных. Эта проблема была изложена в 1874 г. в труде «Антропология». Т. Гексли, являясь сторонником Дарвина, сравнительно-анатомическими исследованиями доказал морфологическую близость человека и высших обезьян. Работы Т. Гексли и Э. Геккеля легли в основу «симиальной» теории происхождения человека (от лат. Simia -обезьяна).

Кроме того, Э. Геккель, а затем и Р. Вирхов полагали, что прародиной человека является не Европа, а исчезнувший материк - Лемурия, располагавшийся между Индией и Вест-Индией. Острова Яву и Суматру Р. Вирхов считал осколками этого материка. Претворить гипотетические теоретические выкладки по проблеме «недостающего звена» или Pithekanthropus alalus («обезьяночеловек бессловесный» - Э. Геккель) в явь решил Э. Дюбуа - 28-летний доктор медицины и естественных наук Амстердамского университета.

И, несмотря на то, что год назад в 1886 г в Неандертале, были найдены останки предка человека, жившего в ледниковый период, Э. Дюбуа уезжает на острова Суматра и Ява, поверив в то, что антропологии, как и в астрономии, открытие может быть предсказано заранее.

В России большой вклад в антропогенную теорию в 19 в. внес А.О.Ковалевский, исследовавший образование зародышевых листков, и И.М.Сеченов, изучавший человеческое мышление и его генезис.

В развитие современной антропологии большой вклад внесли Г.А. Бонч-

Осмоловский, В.П. Якимов, В.З. Юровский, А.Н. Северцев, Д. Штарк, де Беер, супруги Лики и их сын Р. Лики и др.

В отечественной антропологической науке концепция антропогенеза основывается на симиальной теории Ч. Дарвина, в основе которой лежат представления об эволюционной трансформации ископаемого человекообразного примата, сходного с ныне живущими антропоидами, в человеке. Неотъемлемой составной частью современной теории антропогенеза является адаптация к трудовым процессам (Ф. Энгельс), представляющая собой одно из основных направлений эволюционных преобразований предшественников человека в семействе гоминид.

В частности, в настоящий момент существует концепция возникновения особенностей морфологии поздних «классических» западноевропейских неандертальцев в условиях существования их вблизи ледника, т.е. как особей холодовой адаптации. С точки зрения популяционной генетики ископаемых гоминид природные преграды регулировали обмен генами между популяциями гоминид и создавали в ряде случаев предпосылки существования изолятов. Природные станции обитания палеолитического человека были различны, что и обусловило возникновение разных типов материальной культуры.

В современных теориях антропогенеза почти обязательным предметом для обсуждения является каузальная связь климатических изменений с переходом к прямохождению у ископаемых антропоидов, а также развитием других человеческих свойств.

Теория естественного отбора в ряде современных концепций серьезно модифицирована, в частности, с введением положения об одномоментных макромутациях, приведших к существенному изменению генома предшественника человека, обусловившего появление человека современного типа в отдаленное геологическое время и лишь незначительно модифицировавшегося к нашим дням.

Принципиальным моментом антропогенеза является то, что уровень биологической организации гоминид детерминирует их социальные возможности, в частности, в трудовых процессах лишь с появлением «сформировавшихся» людей (по Ф. Энгельсу) возникает тип организации человека, способной развивать культуру, не меняясь при этом биологически.

Спорными в теории антропогенеза до сегодняшнего дня остаются вопросы прародины человека, недостающего звена - прямого предка че­ловека, оторвавшегося от мира обезьян и взявшего старт марафонского бега длинною в несколько миллионов лет к Человеку разумному. Решение проблемы прародины человека прямо зависит от успехов палеоантропологии. Каждая новая палеонтологическая находка уточняет длину этой марафонской дистанции.

В настоящее время находки австралопитековых на территории Африки делают гипотезу африканской прародины человечества весьма убедительной. Древность этой стадии антропогенеза оценивается от 12 млн. лет до 0,7 млн. лет для самых поздних представителей.

В других районах Земли есть единичные находки аналогичных гоминид. Однако необходимо также учесть, что в Африке найдены представители всех последующих стадий антропогенеза. В пользу африканской прародины свидетельствуют также находки местных вариантов рамапитеков (кениапитеков), которые отделены от австралопитеков значительным временным разрывом в 10-14 млн. лет и, видимо, находились у развилки гоминидной и понгидной филогенетических ветвей.

Нельзя сбрасывать со счетов и версию об азиатской прародине человека. Находки азиатских рамапитеков в Сиваликских холмах, а также ряд памятников с костными останками питекантропов большой древности (до 2 млн. лет) не позволяют окончательно закрыть эту тему.

В 19 в. начаты интенсивные археологические и палеонтологические раскопки с целью поиска «недостающего звена» и прародины человека. Ими занимаются не только специалисты, но и любители.

Современные антропологи все более склоняются к мысли о сосу­ществовании особей конкурирующих ответвлений родословного древа че­ловека. По словам известного отечественного археолога В.Е. Ларичева (1981) "...предки более не выстраиваются в строгую линейку, сменяя друг друга в отсчете тысячелетий. К финишу, черте, за которой открывается мир относительно совершенного разума и труда, они устремляются... нестройной толпой, обгоняя друг друга и выталкивая с дорожки замешкавшихся и нерасторопных".

Значение антропогенной теории в современной науке и практике бесспорно. Представления об эволюции человека как качественно своеобразном биологическом процессе лежат в основе материалистических представлений о человеческой истории, о месте человека в физическом мире. Антропологические доказательства принадлежности всех современных человеческих рас одному виду имеют огромное идеологическое значение.
Вопросы для подготовки к лекции.


  1. Достижения каких наук могут быть положены в основу антропогенной теории и почему?

  2. Найдите мифы и легенды, подтверждающие материалистические и теологические взгляды на происхождение человека.

  3. Какой вклад внесли Российские ученые в развитие эволюционного учения?

ЛЕКЦИЯ 3

Эволюция приматов

Классическое определение приматов принадлежит Миварту (1836), который дал такую характеристику отряду: плацентарные млекопитающие, обладающие ключицей, глазницами, окруженными костным кольцом, зубами, по крайней мере трех типов; мозг всегда имеет затылочную долю и шпорную борозду; большой палец, по крайней мере на одной паре конечностей, противопоставляется всем остальным; первый палец стопы имеет плоский ноготь или лишен ногтя; отчетливо выражена слепая кишка; свисающий половой член; семенники опущены в мошонку, у самок - одна пара грудных молочных желез.

Ни один из перечисленных признаков в отдельности нельзя считать определяющим направления эволюции приматов.

Существуют значительные разногласия относительно времени появления первых приматов. Источник этих разногласий кроется в методах, используемых для реконструкции филогенетических соотношений ( 1976, 1980).

Традиционный подход заключается в анализе морфологии ископаемых остатков и датировке расхождений эволюционных линий на основе измерения возраста геологических отложений. Альтернативный подход состоит в использовании так называемых "молекулярных часов" (Р. Фоули, 1990). В данном случае сравниваются биохимические особенности ископаемых и ныне живущих видов и на основания степени их сходства устанавливается время, прошедшее с момента отделения от исходной линии в эволюционной истории. При этом используются три источника основных данных: белки, "паразитические", или вирусные гены, связанные с определенными видами, и реальное картирование ДНК. Предполагается, что скорость изменения этих признаков постоянна и, следовательно, количественная оценка различий может служить основой исчисления возраста эволюционных событий. Причем началом пуска "молекулярных часов" должна быть точно датированная отметка шкалы ископаемых остатков.

Подход к датировке событий двумя альтернативными группами методов привел к более сложному прочтению эволюции приматов.

По современным представлениям приматы отделились от ранних насекомоядных примерно 70 млн. лет назад. Время, когда разошлись линии предков человекообразных и низших узконосых обезьян составляет около 23-25 млн. лет. Ранние приматы и те их потомки, которые не претерпели в дальнейшем заметных изменений, составляют отряд полуобезьян. Ветви африканских и азиатских гоминоидов разошлись, вероятно, около 12 млн. лет назад (рис. 2). Появление гоминид датируют приблизительно 6-12 млн. лет назад. Представители рода Homo erectus появились, по разным данным, около 2 млн. лет назад. Эволюция Homo neandertalensis насчитывает около 200000 лет, а человека современного типа (Homo sapiens) около 100000 лет.

Начальный этап эволюции приматов уходит в далекое геологическое прошлое. В конце мезозоя на суше произошли естественные изменения. Лавразия является еще единым материком (110 млн. лет назад), но горообразовательные процессы приводят к иссушению климата, что в свою очередь ведет к вымиранию гигантских папоротников и крупных земноводных. В юре на Земле в результате горообразовательных процессов происходят изменения очертаний суши.

Самые ранние приматы согласно палеонтологическим данным появились в конце мелового периода (около 65 млн. лет назад, , 1979). Представители примитивных приматов, найденные в Северной Америке и Европе, относятся к интервалу с конца мелового периода до позднего эоцена. Сохранившийся подотряд приматов ??? распространяется по Северной Америке, Европе, Азии и Африке, начиная с раннего эоцена. В раннем эоцене появляется и подотряд ???, представители которого широко распространяются по всем континентам. Широкое распространение представителей этого подотряда сохраняется в олигоцене и миоцене. Однако около 36 млн. лет назад в Северной Америке приматы вымирают. В Европе приматы обычны в миоцене и плиоцене, а в плейстоцене здесь уже встречаются представители только рода Масаса. В последние 10 млн. лет распространение приматов ограничивается преимущественно Южной и Центральной Америкой, Африкой и тропическими регионами Азии.

Описанный характер распространения ископаемых приматов полностью согласуется с "тропической природой" этого отряда (Фоули, 1991). Вначале кайнозойской эры было гораздо теплее, чем теперь и тропические области занимали гораздо большие места. Однако с середины миоцена начало происходить быстрое снижение температуры и значительные изменения дрейфа материков, что привело к сокращению площади тропической зоны. Эти изменения включали смещения Австралии и Антарктики в Южном направлении и, что имело еще более важное значение, обособление восточной оконечности моря Тэтис, разделявшего до тех пор Африканскую, и Евразийскую платформы (рис. 3). Это обстоятельство сильно сказалось на циркуляции океанских течений, а следовательно, и на характере климата, что, вероятно, привело к смене ряда биотопов с тропических и субтропических на саванны с выраженной сезонностью. В соответствии с этими климатическими сдвигами произошло сужение ареала обитания приматов и как результат - изоляция на протяжении длительных периодов, продолжительность которых определялась длительностью периода оледенения, на "экологических островках".

Современные данные указывают на то, что постепенное снижение температуры началось в раннем кайнозое (в палеоцене), в эоцене средние температуры увеличились, в раннем олигоцене вновь снизились. В миоцене температура вновь поднялась, но затем следовало опять ее быстрое снижение в плиоцене и плейстоцене ( , 1978; , 1977). На протяжении 3 млн. лет сформировался зрелый ледниковый климат. Вначале вероятно оледенение было не столь интенсивным, однако за последний миллион лет его проявления участились и приняли более выраженный характер. По-видимому, 800 тыс. лет назад каждые 100 тыс. лет начали происходить ледниково-межледниковые циклы, а это означает, что в середине и в конце плейстоцена было 8 циклических изменений климата ( , 1984).

В целом в плейстоцене климат был холоднее, чем сейчас, но и
экстремальные ледниковые условия складывались редко. Ледниково-
межледниковые циклы, по всей видимости, сопровождались постепенным
снижением температуры и началом оледенения, за которым следовала
быстрая дегляциация ( , 1970; , 1984). Последний ледниковый цикл

начался около 100000 лет назад с постепенного падения температуры, а 40000 лет назад прервался более мягким межледниковым периодом. После этого сложилась гораздо более суровая ледниковая ситуация, температурный и ледниковый максимумы которой отмечались примерно 18000 лет назад. Затем температура начала быстро расти, и 6-8 тыс. лет назад произошла дегляциация. Последняя, не закончившаяся еще эпоха началась около 10 тыс. лет назад.

В течение третичного периода мезозойской эры наблюдается адаптивная радиация групп млекопитающих, осваивающих самые разнообразные экологические ниши. Исходной группой в развитии отрядов млекопитающих были древние примитивные насекомоядные. Единство происхождения приматов с другими млекопитающими сегодня не оспаривается, оно обуславливает морфофизиологическое сходство отрядов млекопитающих. Яркими примерами последнему являются факты из области сравнительной эмбриологии и онтологии. Головной мозг плода человека на ранних стадиях онтогенетического развития своей гладкой внешней поверхностью и простотой строения схож с аналогичным органом современных низших млекопитающих. Шестидневный человеческий эмбрион имеет зачатки нескольких пар молочных желез вдоль млечных линий. Тело зародыша, кроме некоторых участков, покрыто волосяным покровом, кожа темного цвета. Элементы наружного хвоста также делают приматов похожими на других млекопитающих.

Современные и ископаемые представители отряда приматов чрезвычайно разнообразны с точки зрения биологических особенностей. Но сходство древесных адаптации по признакам и их комплексам заставляет считать отряд приматов единым таксоном в филогенетическом отношении. Примечательной особенностью отряда является то, что современная фауна демонстрирует основные ступени эволюции приматов (Я. Я. Рогинский, 1978).

Таким образом, среди древесных адаптаций особо важными являются:

  1   2


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации