Реферат - Военная психология как отрасль психологической науки - файл n1.doc

Реферат - Военная психология как отрасль психологической науки
скачать (67 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc67kb.30.05.2012 08:11скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7



Развитие военной психологии в России до 1917 года .


Раздел 2. Военная психология как отрасль психологической науки.

В настоящее время, как никогда ранее, к военной психологии устремлены надеж­ды военных специалистов и руководителей всех уровней. Эти ожидания связаны с осо­бой — прикладной ролью военно-психологической науки в обеспечении эф­фектив­но­с­ти жизнедеятельности войск как в мирное, так и в военное время.

В связи с включением в боевые уставы видов Вооруженных Сил раздела, по­свя­щен­ного морально-психологическому обеспечению всех этапов динамики боя, значе­ние военной психологии неизмеримо возросло. Отчетливо высветилась роль специ­а­лис­тов, призванных заниматься аналитико-прогностической деятельностью при пла­ни­ровании и организации психологического обеспечения боевых действий, вы­ра­бот­кой рекомендаций и предложений в решения командиров по данному виду деятель­ности. Овладение методиками (технологиями) управления психическими состояниями, ра­ботоспособностью воинов во всех фазах боевой обстановки могло бы открыть се­креты боевой силы, устойчивости своих войск и наметить узловые моменты, спо­соб­ствующие угнетению психики и ослаблению противника. На достижение по­бе­ды в бою направлена и деятельность по психологическому обеспечению управленческих про­цессов в мирное время. Здесь также военная психология может сыграть свою при­кладную роль, вооружая руководителей воинских коллективов методами эф­фек­тив­ного обучения и воспитания воинов, их психологической подготовки.

§2.1. Развитие военной психологии в России до 1917 года.

I. Формирование системы военной психологии в России.

Наука начинается с того момента, когда метафизическое, описательное, а тем бо­лее мифическое объяснение явлений уступают место естественно-историческому их объ­яснению, исследованию естественных и социальных причин их происхождения и раз­вития. Военная психология в России в своем развитии прошла этап эмпирического раз­вития (IX — начало XIX века) и научного развития (середина XIX — начало XX века). Внутри этих этапов можно говорить о периодах. Основаниями периодизации яв­ля­ются:

  1. Изменение проблематики исследований в зависимости от социально-культурной де­терминации, получившей интегрированное выражение в социальном заказе, по­вы­шенном внимании государства к военно-психологическим исследованиям;

  2. Изменение роли, места, реального статуса в структуре психологической науки;

  3. Изменение характера развития (экстенсивный на интенсивный) в зависимости от ме­тодологического материала;

  4. Из­менение оснований научного поиска, посредством которых обосновываются ме­тодологические установки ученого.1

На раннем этапе. описательном, предметом исследований служит внешняя, чув­с­т­венно воспринимаемая форма явлений, само явление рассматривается как целостное и неделимое. Как правило, это духовные силы, душа, которые пока еще трудно измерить, выделить составляющие в отчие от материальных условий победы, таких, как чис­ленность вооружения и войск, оснащение и размещение. На этом этапе выделяют не­сколько периодов эмпирических представлений. О них можно судить по про­из­ве­де­ниям устного народного творчества. Облик былинного героя — воина богатырской дру­жины, его качества, побудительные мотивы, воинское мастерство, особенности рат­ного труда составляют несомненно начало развития военно-психологической мыс­ли. Она служит критерием оценки, ориентиром в подготовке и примером в борьбе. Однако особенностью данного периода является то, что формировавшиеся пси­хо­ло­ги­ческие представления не вырабатываются преднамеренно, предназначены для очень узкого круга пользователей, поэтому общи, не конкретны да и специально не фиксировались для передачи.

Обобщение психологических представлений происходит в связи с ростом по­треб­но­с­ти в них, обусловленном развитием военного дела. Регулярный элемент, явившийся чер­той княжеской дружины, обеспечивается фиксированием и передачей услож­ня­ю­щих­ся военно-психологических представлений. В древнерусской литературе IX — XIII ве­ков все произведения посвящены историческим событиям. Имена действующих лиц исторические: Борис и Глеб, Феодосий Печорский, Александр Невский, Дмитрий Дон­ской, Сергий Радонежский. Эти князья, военачальники, священники сами имели глу­бо­кое нравственное влияние на людей, это патриоты земли русской, защитники ин­те­ре­сов народа, русской государственности. История Руси с борьбой за не­за­ви­си­мость: с битвами, с походами, с противоборством захватчикам. Поэтому в древнерусской ли­те­ратуре воплощены идеи о духовной стороне ратного дела, источниках победы над про­тивником. Интерес представляет и такой жанр древнерусской литературы, как прит­чи. Они преподносят нравоучения читателям, представляют как бы образные обоб­щения действительности. Они говорят не о единичном, а об общем, постоянно слу­чающемся. Все совершающееся в мире имеет две стороны: сторону, обращенную к вре­менному, запечатленную единичностью совершающегося, и сторону вечную: смыс­ла происходящего в мире. Битва с половцами, смена князя, объединение княжеств — все имеет две стороны. Одна сторона — это то, что произошло, и в этом про­изо­шед­шем есть реальная причинность: ошибки, совершаемые князьями, недостаток един­ства или недостаток заботы о сохранности Родины — если это поражение; личное мужество и сообразительность полководцев — если это победа.

К числу произведений, где происходит распространение психологических пред­став­ле­ний на область дела, можно отнести "Повесть временных лет”. Например, при опи­са­нии похода князя Олега в IX веке на Царьград раскрывается такая военно-пси­хо­ло­ги­ческая реальность, как военная хитрость. "Поучение Владимира Мономаха" со­дер­жит наставления, представляющие собой военно-психологические обобщения: "Выйдя на войну не ленитесь, не полагайтесь на воевод; ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью; сторожей сами наряжайте, и ночью, расставив стражу со всех сторон, около воинов ложитесь, а вставайте рано ... "1 В "Слове о полку Игореве" такие обобщения со­держатся, например, в обращении князя Игоря к своим воинам перед боем: "О дру­жина моя и братья! Лучше убитым быть, чем пленным быть ..."2. Летописные повести о монголо-татарском нашествии обобщенно описывают состояния воинов накануне и в период битвы, например на Калке (1223 год) и др.

В последующем, с созданием регулярной армии в России потребность в пси­хо­ло­ги­чес­ких обобщениях приобретает практический характер. Поэтому военно-психо­логи­чес­кая мысль начинает развиваться как система обобщений, непосредственно впле­та­ясь в практику обучения, руководства и боевой деятельности войск.1 Это были во­ен­но-психологические идеи передовых полководцев. Так, у Петра I подробно гово­рит­ся о системе качеств, которыми должен обладать солдат: честь, товарищество, па­три­о­тизм, сообразительность, безконцузство. Для Румянцева П.П. характерно тре­бо­ва­ние к офицерам как руководителям и вос­пи­та­телям подчиненных: знать ин­диви­ду­аль­ные особенности подчиненных. А.В.Су­­воров создает и подтверждает практикой сис­те­му военно-психологических обобщений, в котором раскрываются требования боя к сол­дату, его облик как патриота и профессионала, процесс подготовки к бою и уп­рав­ление действиями личного состава в бою. Суворовская система получила развитие в трудах его последователей. М.И.Кутузов обобщенно представил облик русского сол­дата-освободителя, те его качества, которые создают превосходство на поле боя и обеспечивают победу. В частности, основываясь на опыте Отечественной войны, он ут­вер­ждал: "Не численность войск, а именно их храбрость, рвение, дух по большей части решают успех "2. Нахимов П.С. приближался к пониманию общественной сущ­но­сти природы личности воина, он считал матроса "главным двигателем на корабле"3.

Период начала в середине XIX века, связанный с большим боевым опытом русской армии на южных рубежах страны, в Средней Азии, отражением агрессии на Камчатке, Архангельске. Этот опыт позволил нашим передовым военным теоретикам и практикам в развитии военно-психологической мысли выйти на такой уровень обобщений, что можно говорить о разработке военно- психологических систем, где наравне с выделением широкого круга психологических проблем они представляются уже системно. Здесь в первую очередь следует назвать Л.Н.Толстого, которого некоторые зарубежные специалисты называют отцом военной психологии. Целостные системы получают закладку в трудах Бутовского Н.Д., Маслова И, Драгомирова М.И. и др.

Второй этап в развитии военно-психологической науки в России характеризуется переходом к исследованию сущности психических явлений, как материальной основы и механизма. На этом этапе военная психология и формируется как самостоятельная отрасль психологической науки. Он начинается в середине XIX века и неразрывно связан с успехами отечественной и мировой психологии. Психика как целостное явление расчленяется на части, каждая из которых исследуется по своим связям. Психика уже выступает как сложная структура, как совокупность процессов, состояний и свойств.

Подготовка специалистов военного дела, увеличение численности воинских специальностей, усложнение боевой деятельности потребовали разработки проблем психологии различных видов воинской деятельности. В военной психологии начинают выделяться отрасли знаний, определяемые спецификой деятельности и условиями, в которых она происходит. Это прежде всего относится к военно-морской психологии, военно- воздушной, психологии фортификации и др.

Формирование военной психологии как самостоятельной отрасли психо­логи­чес­кой науки характеризовалось определенными условиями и предпосылками:
  1   2   3   4   5   6   7


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации