Контрольная работа - Правовое регулирование рекламной деятельности - файл n1.doc

Контрольная работа - Правовое регулирование рекламной деятельности
скачать (80 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc80kb.01.06.2012 11:25скачать

n1.doc



Содержание.

Стр.
Введение ____________________________________________3-4

1.Источники правового регулирования рекламной

деятельности . ______________________________________5-6
2. Общие требования, предъявляемые к рекламе.___________7-10
3. Специальное регулирование рекламной деятельности.____11-12
4. Ответственность за нарушение законодательства

о рекламе._________________________________________13-15
Заключение.___________________________________________16
Список использованной литературы._____________________17-18
Введение.

Появление рекламы неразрывно связано с появлением купли-продажи товаров и услуг и дальнейшим развитием предпринимательской деятельности. Само слово «реклама» происходит от латинского «reclamo», что в переводе означает «кричать», «выкрикивать». Слово «реклама» в общепринятом смысле начало употребляться относительно недавно — с середины XVII в. Произошло это в Англии, где с помощью данного термина книгопечатники извещали потребителей о предстоящих изданиях; позднее это стали делать и владельцы магазинов.

Подтверждением древности термина служит египетский папирус с объявлением о предстоящей продаже раба. Реклама в те времена была представлена преимущественно письменными и устными объявлениями, расхваливавшими тот или иной товар либо услугу. Устную рекламу распространяли за соответствующее вознаграждение зазывалы. Письменная реклама, помимо папирусных свитков и вощеных дощечек, размещалась на придорожных камнях, а также на зданиях.

В Древней Греции и Риме рекламировали почти все — оливковое масло и амфоры, в которых это масло надлежало хранить, быков, лошадей и иную скотину, выставленную на продажу, предметы труда и оружие. Рекламировались и услуги: в рекламных объявлениях той отдаленной эпохи то и дело встречаются призывы посетить некий кабачок, где продаются необыкновенные закуски и вина, либо приглашения в термы — общественные бани.

С развитием средств передачи и отображения информации (сначала письменность и живопись, потом появление печатных средств, фотографии, сейчас – современные технические средства) происходило и развитие рекламных отношений.

В современном праве реклама – это информация, распро-страняемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Реклама является одним из важнейших элементов рынка, и ее правовому регулированию отводится достаточно много места в действующем законодательстве. Краткому обзору этих правовых актов, и предъявляемым ими к рекламной деятельности требованиям и посвящена данная работа.


Источники правового регулирования рекламной деятельности.

Законодательное регулирование в области рекламной, как и любой другой предпринимательской, деятельности основывается на Конституции РФ, положениях Гражданского Кодекса и международных нормах и принципах. Среди последних следует отметить Международный кодекс рекламной практики (Принят в 1937 году на 47-й сессии Исполнительного совета Международной торговой палаты), с изм. и доп. от 02.12.1986г.

Основным нормативным актом РФ, регулирующим отношения в сфере именно рекламной деятельности, является Федеральный закон N 38-ФЗ от 13 марта 2006 г.(ред от 18.07.2011) «О рекламе». Данным законом регулируются отношения в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации. Кроме того, отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы могут регулироваться также принятыми в соответствии с вышеуказанным Федеральным законом «иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.»1

Существует множество нормативных актов, содержащих отдельные положения, регулирующие рекламную деятельность в определенных сферах предпринимательской деятельности. В качестве примера можно назвать Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ (ред. от 17.06.2010) «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», Федеральный закон от 5 марта 1999 г. (ред. от 04.10.2010) N 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг», Федеральный закон от 12 апреля 2010г. (ред. от 29.11.2010) N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. (ред. от 11.07.2011) N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг». Все они регулируют особенности размещения рекламы при соответствующем виде предпринимательской деятельности.

Существуют также подзаконные акты, регулирующие в той или иной мере деятельность в области рекламы, это, в основном, Постановления Правительства РФ и ведомственные нормативные акты.

Среди ведомственных нормативных актов особое значение имеет приказ Федеральной Антимонопольной Службы РФ от 28 декабря 2007г453, которым был утвержден «Административный регламент ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе». Этим нормативным актом установлены процедура и сроки рассмотрения дел о нарушениях законодательства Российской Федерации о рекламе Федеральной антимонопольной службой и ее территориальными управлениями.

Общие требования, предъявляемые к рекламе.

Все требования к рекламе могут быть разделены на общие и специальные. Общие требования указаны в статье 5 ФЗ «О рекламе». Как гласит ч.1 данной статьи, «Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.»

Недобросовестной признается реклама, которая:

- содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;

- порочит честь, достоинство или деловую репутацию лица, в том числе конкурента;

-представляет собой рекламу товара, реклама которого запрещена , или осуществляется под видом рекламы другого товара, товарный знак которого схож с товарным знаком товара, в отношении рекламы которого установлены соответствующие требования и ограничения, а также под видом рекламы изготовителя или продавца такого товара;

- является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.

Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения:

- о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;

- о любых характеристиках товара, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара;

- об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока;

- о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара;

- об условиях доставки, обмена, ремонта и обслуживания товара;

- о гарантийных обязательствах изготовителя или продавца товара;

- об исключительных правах на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товара;

- о правах на использование официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов) и символов международных организаций;

-  

об официальном или общественном признании, о получении медалей, призов, дипломов или иных наград;

- о рекомендациях физических или юридических лиц относительно объекта рекламирования либо о его одобрении физическими или юридическими лицами;

- о результатах исследований и испытаний;

- о предоставлении дополнительных прав или преимуществ прио-бретателю рекламируемого товара;

- о фактическом размере спроса на рекламируемый или иной товар;

- об объеме производства или продажи рекламируемого или иного товара;

- о правилах и сроках проведения стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия,

- о месте, в котором до заключения договора об оказании услуг заинтересованные лица могут ознакомиться с информацией, которая должна быть предоставлена таким лицам в соответствии с федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

- о лице, обязавшемся по ценной бумаге;

- об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.

Реклама не должна:  

побуждать к совершению противоправных действий,  

призывать к насилию и жестокости,  

угрожать безопасности движения всех видов транспорта,  

формировать негативное отношение или осуждать лиц, не пользующимся рекламируемыми товарами.

В рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

Существует еще целый ряд ограничений по содержанию (напри-мер, если содержание рекламы вводит покупателей в заблуждение насчет тех или иных свойств товара), местам распространения и размещения (запрещение рекламы в школьных учебниках) и т.д., все общие ограничения указаны в ст.5 ФЗ «О рекламе».

Не допускается реклама товаров, запрещенных или ограниченных к обороту законодательством РФ, в том числе наркотиков, психотропных веществ, взрывчатых веществ, органов и тканей человека в качестве объекта продажи. Также запрещена реклама товаров, требующих государственной регистрации, подлежащих сертификации, для производства которых требуется лицензия в случае отсутствия регистрации, сертификата или лицензии соответственно.

В статье 6 ФЗ «О рекламе» указаны общие требования, которые направлены на защиту несовершеннолетних ввиду недостатка опыта и возрастных особенностей данной категории граждан. В частности, в рекламе недопустимы дискредитация родителей и воспитателей, показ несовершеннолетних в опасных ситуациях, другие приемы, воздействующие на особенности психики, присущие именно и в большей части подрастающему поколению.

Специальное регулирование рекламной деятельности.

Кроме общих требований к рекламе законодатель подробно установил требования, касающиеся отдельных видов рекламной деятельности, дифференцировав их по способу распространения рекламы (глава 2 ФЗ «О рекламе») и по видам рекламируемого товара (глава 3 этого же закона).

По способу распространения рекламы отдельно указаны требования к рекламе:

- в телепрограммах и телепередачах;

- в радиопрограммах и радиопередачах;

- в периодических печатных изданиях;

- распространяемой при кино- и видеообслуживании;

- распространяемой по средствам электросвязи;

- на транспортных средствах и с их использованием;

- наружной рекламе .

По видам товаров существуют специальные требования к рекламе следующих групп товаров:

- алкогольной продукции;

- пива и напитков, изготавливаемых на его основе;

- табака, табачных изделий и курительных принадлежностей;

- лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг, в том числе методов лечения;

- биологически активных добавок и пищевых добавок, продуктов детского питания;

- продукции военного назначения и оружия;

- основанных на риске игр, пари;

- финансовых услуг;

- ценных бумаг;

- услуг по заключению договоров ренты, в том числе договора пожизненного содержания с иждивением;

- деятельности медиаторов по обеспечению проведения процедуры медиации.

По каждому вышеуказанному аспекту рекламной деятельности федеральным законом подробно установлены определенные ограничения и требования, тем самым существенно ограничены возможности региональных и местных органов власти самостоятельно вмешиваться в нормативно-правовое регулирование рекламы. Но надо отметить, что именно на органы местного самоуправления законодатель возложил, например, задачу по контролю за размещением и выдачу разрешений на установку наружной рекламы, детально прописав необходимые действия со стороны всех заинтересованных лиц.

Ответственность за нарушение законодательства о рекламе.

Участники рекламной деятельности: рекламодатель, рекламо-производитель и рекламораспространитель несут ответственность за нарушения законодательства о рекламе.

Законодатель дифференцирует ответственность субъектов рекламной деятельности. Рекламодатель несет ответственность за нарушения законодательства о рекламе в отношении содержания информации, предоставляемой для создания рекламы. Рекламопроизводитель несет ответственность за нарушения законодательства о рекламе в части оформления, производства, подготовки рекламы к распространению. Рекламораспространитель несет ответственность за нарушения законодательства, касающиеся времени, места и средств размещения рекламы.

Применяют меры ответственности федеральный антимонопольный орган, на который возложен контроль за соблюдением законо-дательства о рекламе, иные органы исполнительной власти, а также судебные органы, рассматривая споры, связанные с применением законодательства о рекламе. Кроме таких традиционных мер ответственности, как взыскание штрафов, применяются в качестве меры ответственности контрреклама, а также приостановление или прекращение деятельности нарушителя.

Рассмотрим санкции, предусмотренные в КоАП за нарушения законодательства о рекламе:

Ст. 6.13 – пропаганда либо незаконная реклама наркотических средств, психотропных веществ – влечет наложение штрафа: на граждан – от 4 до 5 тысяч рублей; на должностных лиц и ИП – от 40 до 50 тысяч рублей; на ЮЛ – от 800 тыс до 1 миллиона рублей. Причем на ИП и ЮЛ штраф накладывается вместе с конфискацией рекламной продукции и оборудования для ее изготовления, возможно приостановление деятельности до 90 суток.

Ст.11.21 часть 2 предусматривает штраф за установку рекламных конструкций, информационных щитов и указателей в границах придорожных полос автомобильной дороги без согласования с владельцем автомобильной дороги в размере: для граждан от1000 до 1500 рублей, на должн. лиц – от 3000 до 5000 рублей, на ЮЛ от 50 до 80 тысяч рублей.

Ст 14.3 Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе (в общем случае)– влечет наложение штрафа: на граждан от 2000 до 2500 рублей; на должностных лиц – от 4 до 20 тыс рублей; на ЮЛ – от 40 до 500 тысяч рублей.

Статья 14.37. Нарушения требований к установке рекламной конструкции – влечет наложение штрафа: на граждан – от 1000 до 1500 рублей; на должн. лиц – от 3000 до 5000 рублей; на ЮЛ – от 50 до 80 тысяч рублей.

Статья 14.38 устанавливает наказание за размещение рекламы на дорожных знаках и их опорах, незаконное использование транспортного средства в рекламных целях, в том числе распространение звуковой рекламы с использованием транспортных средств, основная мера ответственности – штраф.

Статья 19.5 часть 2.4 : «Невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе… - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 12 до 20 тысяч рублей; на юридических лиц - от 300 до 500 тысяч рублей».

Статья 19.31 – Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем сроков хранения рекламных материалов или их копий, а также договоров на производство, размещение или распространение рекламы, установленных законодательством о рекламе, - влечет наложение штрафа на граждан от 1000 до 2000 рублей, на должн. лиц – от 2 до 10 тысяч рублей, на ЮЛ – от 20 до 200 тысяч рублей.

Предписания федерального антимонопольного органа о прекращении нарушений законодательства о рекламе могут направляться рекламодателям, рекламопроизводителям и рекламораспространителям. Уплата штрафа не освобождает рекла-модателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя от исполнения предписания.

За нарушения законодательства о рекламе наступает гражданско-правовая ответственность в соответствии с гражданским законодательством: возмещение в полном объеме убытков, включая упущенную выгоду, возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу, компенсация морального вреда, публичное опровержение ненадлежащей рекламы.

Заключение.

Таким образом, основным законом, регулирующем правовое регулирование рекламы, является закон №38-ФЗ от 2006г «О рекламе». В нем устанавливаются общие требования ко всей рекламной деятельности, а также специальные к отдельным ее видам, которые дифференцируются по способу распространения рекламы и рекламируемым товарам. Кроме этого закона существуют также другие федеральные законы и подзаконные акты, регулирующие в той или иной мере деятельность в области рекламы, в том числе Постановления Правительства РФ и ведомственные нормативные акты.

Основным контролирующим органом за деятельностью рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспро-странителей со стороны государства является федеральная антимонопольная служба (ФАС) и ее территориальные отделения.

За нарушение законодательства о рекламе предусмотрена административная ответственность, предписания ФАС о прекращении нарушений являются обязательными к выполнению. Кроме административной, за нарушения законодательства о рекламе наступает гражданско-правовая ответственность в соответствии с гражданским законодательством – это полное возмещение убытков и вреда, в том числе морального, а также публичное опровержение ненадлежащей рекламы


Список использованной литературы.

  1. Конституция Российской Федерации. – М.: Эксмо.-2010г.-32с.

  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. – М., Омега-Л, 2008. – 665с.

  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.– М.,Омега-Л, 2011. – 384с.

  4. Федеральный закон от 13.03.2006 (ред. от 18.07.2011) №38-ФЗ «О рекламе» - СЗ РФ, 20.03.2006, №12, ст.1232.

  5. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 (ред.от 25.04.2011) «Об утверждении Положения о федеральной антимонопольной службе» - СЗ РФ, 02.08.2004, №31, ст.3259.

  6. Постановление Правительства РФ от 17.08.2006 (ред от 11.11.2010) «Об утверждении Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе» - СЗ РФ, №35, 28.08.2006, ст.3758.

  7. Приказ ФАС РФ от 28.12.2007 №453 «Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе» // ИПС КонсультантПлюс

  8. Приказ ФАС РФ от 26.01.2011 (ред от 28.06.2011) №30 «Об утверждении Положения о территориальном органе федеральной антимонопольной службы» // ИПС КонсультантПлюс

  9. Алексеева Д.Г., Андреева Л.В., Андреев В.К. Российское предпринимательское право. Учебник – М., Проспект, 2010. – 1072с.

  10. Ершова И.В. Предпринимательское право. Учебник - М., Юриспруденция, 2011 – 520с.

  11. Мамонова Е.А. Правовое регулирование рекламы. – М.,Дашков и К, 2010. – 220с.


1 Федеральный закон от 13.03.2006 (ред. от 18.07.2011) №38-ФЗ «О рекламе» - Ст.4//Информационно-правовая система КонсультантПлюс



Содержание. Стр
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации