Шпоры по Истории Казахстана - файл Ist_Kaz[1]y1111.docx

приобрести
Шпоры по Истории Казахстана
скачать (566.4 kb.)
Доступные файлы (1):
Ist_Kaz[1]y1111.docx568kb.13.12.2011 00:11скачать

Ist_Kaz[1]y1111.docx

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
1.История Казахстана как наука, цель, задачи и актуальность ее изучения.

Историческая наука в современных условиях роста национального самосознания народов приобретает все большую значимость. Опыт истории – не сумма случайных, отвлеченных фактов, не сухая схема, это эстафета поколений, преемственно передающая все наиболее ценное, значительное, действительно прогрессивное в жизни народов из прошлого в настоящее. Мировой опыт неопровержимо свидетельствует о том, что история человечества при всем многообразии и особенностях процесса в разных регионах у разных народов подчинена общим объективным закономерностям общественного развития, что в их основе – первично общественное бытие, что история есть поступательный процесс, суть которого состоит в смене общественно-экономических формаций. Как доказали наука и практика, в развитии человеческой цивилизации решающую роль играют народные массы, люди труда, передовые общественные идеи и теории, политические институты.

История народа – это история его борьбы за свободу. История казахского народа и его предков, как и других народов, дает ответ на извечный вопрос: «откуда есть, пошел казахский народ», издавна интересовавший всех. Предметом исследования историков всегда являются конкретные события и явления. Прошлое казахского народа и его предков, всех наций и народностей, населяющих РК, - это органическая связь с мировой историей. История Казахстана изучает процессы возникновения и развития человеческого общества, расцвет и разложение государств, эволюцию социальной жизни и экономических отношений, взаимоотношений с соседними народами и странами, национально-освободительную борьбу, вклад в мировую цивилизацию племен и народов казахских степей. Объективная история становится на современном этапе развития РК одним из факторов формирования общенационального единства, становления государственной идентичности, укрепления суверенитета, осознания гражданственности и патриотизма. Определяющей становится тенденция к рассмотрению истории Казахстана в контексте мирового исторического процесса.

Историография.В дореволюционную пору историография в большей степени рассматривала казахский народ с идеалистических ненаучных позиций и, выполняя социальный заказ господствующих классов самодержавия, не считала его субъектом исторического процесса. После октября 1917 г. стала создаваться новая казахстанская историография, которая принципиально отличалась от дореволюционной русской дворянско-буржуазной историографии и методологии приемами исторического исследования. Тем не менее, и в ней при освещении важнейших исторических событий, связанных с судьбой казахского народа, допущены серьезные искажения, грубейшие ошибки, особенно в освещении форм и методов проведения социалистических преобразований в экономике и культуре.

Актуальность. Изучение истории, овладение всем богатством накопленного человечеством опыта выступают необходимыми компонентами образования и воспитания новых поколений в условиях суверенитета и независимости Казахстана, формирования у них активной жизненной позиции. К этому следует добавить еще одну важную констатацию: чем основательнее обращаемся к прошлому, историческим истокам, опыту, тем глубже понимаем современное состояние общества. Это дает возможность извлечь правильные уроки из прошлого, избавиться от искажения правды истории, что имеет важное значение в таком серьезном для жизнедеятельности общества деле, как воспитание кадров для всех сфер государственной и общественной жизни.
2.Памятники каменного века на территории Казахстана

Человек жил на территории Казахстана еще в каменном веке, т.е. первые люди появились здесь 700-500 тыс. лет тому назад. Об этом свидетельствуют многочисленные находки архаических каменных орудий в районе хребта Каратау, а также в верховьях Есиля, среднем течении Сарысу, в Прибалхашье и Мангыстау.

Антропогенез. Методологической основой анализа и синтеза материалов, привлекаемых к решению проблем антропогенеза, служит эволюционное учение Ч.Дарвина и, главное, - диалектически-материалистическая философия и, как конкретное выражение, трудовая теория антропогенеза, разработанная Ф. Энгельсом в 70-х гг. 19 в. Ее центральная идея заключается в том, что в процессе антропогенеза основным фактором прогрессивного эволюционного и исторического развития человека была трудовая деятельность, осуществлявшаяся коллективно на различных уровнях становления общества. Распространенной оказалась теория Дарвина, согласно которой человек происходит от ископаемых высших человекообразных обезьян. Доказывая, что предком людей был один из видов обезьян, он обосновал и видовое единство человека, единое происхождение его рас. Дарвин полагал, что древнейшие люди могли возникнуть в Африке. В антропологии проблема прародины человека еще не получила окончательного решения. Одни исследователи считают, что человек возник в Африке, другие – в южных районах Евразии. Есть ученые, которые считают местом происхождения человека область Средиземья, охватывающего северо-восток Африки и Южной Европы и Азии.

Большинство исследователей выделяют в антропогенезе 3 стадии: антропоидные предки человека – высокоразвитые двуногие приматы, систематически пользовавшиеся в качестве орудий естественными предметами (палками, камнями). древнейшие и древние люди (архантропы и палеоантропы), с которыми связано искусственное изготовление орудий труда, усложнение их до известных пределов, начальная форма организации. люди современного физического строения (неоантропы), начало этой стадии относится к эпохе позднего палеолита. Согласно наиболее распространенной точке зрения, примерно 40-35 тыс. лет назад, на грани раннего и позднего палеолита, завершилось превращение людей типа палеоантропов в неоантропов.

Социогенез. Завершение антропогенеза было невозможно без завершения социогенеза (становления общества). Это дает основание полагать, что именно на грани раннего и позднего палеолита «первобытное человеческое стадо» трансформировалось в подлинно сформировавшееся человеческое общество. Ранний палеолит – эпоха «первобытного человеческого стада» - был временем становления социальных отношений вообще и первобытного коллективизма, прежде всего. Все исследователи единодушны именно в признании коллективистского характера первобытного производства, которое обусловлено крайне низким уровнем развития производительных сил.

С переходом к позднему палеолиту можно выделить 2 стадии:

1. Продукты добывались не больше, чем это было необходимо для собственного обеспечения, при этом способ распределения – уравнительное, т.е. весь продукт являлся собственностью коллектива общины. Размеры коллективов не превышали несколько десятков человек. Никаких особых органов власти не существовало, не было должностных лиц. Единственным регулятором поведения людей являлась воля коллектива (мораль). Равноправие мужчин и женщин. Несколько коллективов, живших по соседству, составляли систему социального организма – племя. Для всех коллективов одного племени была характерна общность языка, культуры.

2. Перестройка всей системы социально-экономических отношений, т.е. появление сравнительно большого количества избыточного продукта, происходит разделение труда, избыточный продукт сосредотачивается в руках немногих лиц, появляются зародышевые формы эксплуатации. Возрастают размеры общин, в составе уже сотни людей. Усложнялась структура общин. Они состояли из нескольких более или менее обособленных подразделений. Укреплялись связи между общинами, во многих случаях наблюдалось появление прочных объединений общин, которые нередко оформлялись как союзы родов, т.е. племена.

Период позднего палеолита связан с прогрессивным развитием общественных отношений, процессом формирования родовой общины, возникновением рода как первой специфической формы общественной организации человеческого коллектива. Предполагают, что родовая организация была повсюду матрилинейной и матрилокальной, а женщина занимала главенствующее положение в общине. Материнский род, таким образом, представлял собой экзогамнуюгруппу людей, объединенных узами кровного родства между собой и общим происхождением по материнской линии.

Техногенез. В течение всего каменного века главенствующая роль в изготовлении орудий труда принадлежала камню. Первые каменные орудия: в основном рубящие орудия дисковидной формы (ручные рубила, остроконечники, отщепы, топоры и ножи). Первые орудия были универсальными. Основное сырье - речная галька, кремень, кварцит. Метод обработки камня – ретушь. Основной вид орудия раннего палеолита – ручное рубило (чоппер), имеющий крупную, миндалевидную форму. В среднем палеолите – совершенствование орудий – прием изготовления из дисковидных нуклеусов. Ведущ.тип орудий-резцы. Осн.материал-поделочный камень-халцедон. Позд.палеолит – совершенствование техники, разнообразный набор орудий. Вед.тип-ножевидные пластины. 20 типов орудий и новинки: легкое копье, дротик, гарпун, бола или болас, метательные снаряды. Мезолит – изобретение лука и стрел (шаровые наконечники, отравленные и зажигательные), бумеранга, лодки и рыболовных снастей, вкладышевые орудия. Техника-шлифование, сверление, пиление. Неолит – переход к производительному труду, миниатюрные кам.пластины, зернотерки, ступки, топоры, мотыги, булавы. Сырье-нефрит,гранит. Керамическая посуда, зачатки горного дела, начало освоения металла, шитье одежды (костяные шилья и иглы). Энеолит – кремниевая индустрия отщеповая.

Памятники: Изучение началось с 40-х 20в. Ц.К. – экспедиция Маргулана, В.К. – Черникова, хребет Каратау – Алпысбаева (стоянка Валиханова), Институт геолог.наук под рук. Медоева, Инс.археологии им.Маргулана, КазНУ под рук.Таймагамбетова (ед. в СНГ музей палеолита). Ранний палеолит – Ю.К. – Каратау, р.Арыстанды, стоянки Кызылтау, Борыказган, Танирказган. Ц.К.- стоянки Семизбугы, Кудайколь, Жаман-Айбат, Обалысай. В.К.-ст.Козыбай. Позд.палеолит – ст. Шульбинка, им. Ч.Валиханова, Майбулак. Неолит и энеолит – 600 памятников: пещера Караунгур (Алпысбаев), Шатпакколь, Кульсары, Кайнар, Кыз-Емшек, Жылан-Кабак и тп.
3.Бронзовый век на территории Казахстана

Процесс овладения человеком навыками земледелия, переход от собирательства диких злаков, плодов и ягод к их выращиванию растянулся на многие тысячелетия. Время выведения культурных злаков определяется учеными VIII—VII тыс. до н. э., и произошло это скорее всего в горных районах Малой Азии. В VI—V тыс. до н. э. земледелие распространилось в Средней Азии, вначале на , юге Туркменистана, в предгорьях Копет-Дага. В горные и степные районы Казахстана земледелие пришло в эпоху бронзы в конце III тыс. н. э. Вместе с земледелием возникло и скотоводство. Ученые долго спорили, что

возникло раньше — земледелие или скотоводство. Сейчас ясно, что то и другое человек осваивал параллельно. Земледелие развивалось на плодородных почвах при достаточном количестве воды. В засушливых районах и на малоплодородных землях развивалось скотоводство. Там, где имелась вода, скотоводство сочеталось с земледелием. На рубеже первой-второй четверти II тыс. до н. э. в евразийских степях была изобретена бронза. Древние люди смогли путем добавления в медь олова сделать металлические изделия прочными. Из бронзы научились отливать втульчатые

топоры и копья. Племена, обитавшие на территории Казахстана в эпоху бронзы, оставили археологические памятники (поселения, могильники, рудники, наскальные рисунки), которые относятся к андроновской археологической культуре (название дано по месту первых раскопок могильника у с. Андроново, рядом с городом Ачинском в Южной Сибири). Раскопки здесь были проведены в 1913 г. Б. В. Андриановым. В 1927 г. археолог М. П. Грязнов обнаружил аналогичные погребения в Западном Казахстане и установил, что -памятники андроновской культуры распространены на обширной территории — от Минусинска на востоке до Урала на западе.-Позже андроновские памятники были найдены на юге Казахстана, в Семиречье и в Средней Азии.:

Один из сложных вопросов в изучении андроновской культуры связан с хронологией, определением временных рамок.,'Большинство исследователей делят время существования андроновской культуры на три периода: ранняя бронза — XVIII—XVI вв. до н. э.;„ средняя — XV—XII вв. до н. э.; поздняя — XII — начало VIII вв. до^ н. э. Эти периоды по наименованию первых обследованных памятников получили названия федоровский, алакульский, замараев-ский. Считалось, что они отражают разные этапы развития андроновской культуры. Но выяснилось, что федоровские памятники датируются временем не ранней, а средней бронзы, и стройная картина развития андроновской культуры нарушилась. Удалось определить, что федоровские памятники распадаются на ранние и поздние. Первая группа относится к XV—XIV вв., а вторая к XIII—XII вв. до н. э. Если ранние памятники найдены в Центральном Казахстане и на Урале, то поздние — на очень широкой территории: в Западной Сибири, на юге и юго- востоке Казахстана, в Средней Азии. Центром расселения федоровских племен, видимо, был Казахстан; они были вытеснены отсюда племенами алакульцев, которые пришли в Центральный Казахстан из какого-то западного центра. Таким образом, алакульск^е и. фёдоровские влемена существовали памятники смешанного типа. В Семиречье формируются памятники «семиреченского типа», на западе — «кожумбердинского». Андроновская культура не была монолитной: в ней выделяются варианты, отражающие характер культуры некогда живших племен, поэтому принято говорить об андроновской культурной общности, объединяющей

ряд близких культур. Племена Центрального Казахстана. Одним из основных регионов распространения племен, входивших в состав андроновской общности, был Центральный Казахстан. Здесь обнаружены и обследованы многочисленные поселения, могильники, древние рудники, жертвенные места и наскальные рисунки — петроглифы, свыше 30 поселений и более 150 могильников'. Для андроновской культуры Центрального Казахстана характерны монументальность и сложность надмогильных сооружений, высокая строительная техника, связанная с обработкой камня. Ранний этап — нуринский — характеризуется преобладанием в погребальном обрядекремации (трупосожжения).' Встречаются захоронения, совершенные по обряду трупоположенйч. Могильники, небольшие по размерам, состоят из земляныхь насыпей, вокруг которых сооружались круглые или прямоугольные оградки из каменных плит. Внутри ограды находилась могила, представлявшая собой либо грунтовую прямоугольную яму, края которой обложены плитками (циста), либо каменный ящик. Сверху, после погребения, ямы перекрывались плитами, . Керамика представлена горшками, украик яными орнаментом. состоящим из

сочетаний треугольников и меадров, параллельных вдавлений. Украшалась тол! Ко верхняя часть сосудов. Найдены бронзовые круглые зеркала, бронзовые бусы. В захоронениях рядом обнаружены кости домашних животных. ' На следующем этапе — атасуйском — наблюдается широкое освоение территории, в том числе и полупустынных районов. Резко возросли масштабы горных работ, о чем свидетельствуют многочисленные рудные разработки. Наиболее известные и исследованные могильники этого периода Былкылдак, Карасай, Темир-Астау, Карабие, Ельшибек, Бельасар. Большая группа могильников и поселений находится в долине р. Атасу. Внутри погребальных оград находились ямы, ящики, цисты. Преобладающим становится трупоположение в скорченном положении на боку. Поселения имеют своеобразную планировку: жилища, а их бывает от 10 до 80, располагаются по кругу, в центре которого находится загон для скота. Одно из хорошо изученных поселений Атасу имело площадь 15000 кв. м. и состояло из 35 землянок и хозяйственных построек. На поселениях и в могильниках при раскопках найдено большое количество бронзовых орудий, оружия, украшений. Поздний этап бронзы в Центральном Казахстане знаменуется формированием новой культуры — бегазы-дандыбаевской. Для нее характерно, с одной стороны, сохранение андроновских традиций, а с другой — появление новых элементов: особого типа надгробных сооружений, своеобразного погребального обряда, новых форм трупоположения
4.Андроновская историко-культурная общность: археологические памятники, периодизация и основные черты.

А.К.-одна из самых крупных культур эпохи бронзы в Европе и Азии. При всех локальных отличиях эти племена, распр. на обширной тер-ии, демонстрируют яркое культурное единообразие. Памятники распр. в Сибири, Приуралье, Казахстане, Ср.Азии. Название получила по месту находки первого памятника у села Андроново близ г.Ачинска в Юж.Сибири. Раскопки здесь были проведены в 1913г. Андрияновым. В 1927г. археолог Грязнов обнаружил аналогичные погребения в Зап.КЗ. и установил, что памятники А.К. распр. от Минусинска до Урала. Позже пам. А.К. были найдены на юге КЗ, в Семиречье, Ср.Азии. Осн.центр А.К. общности-на тер-ии КЗ. Формирование и сложение А.К. общности происходили в течение нескольких столетий, нач. с 3-2 тыс.до н.э. А.К. как единая общность форм. На тер-ии КЗ к 16-15 вв. до н.э. Внутри этого единства форм. Алакульская (ЦК, Семиречье и ЗК)и федоровская культуры(ВК, ЦК и Семиречье). А.К. делится на 3 периода: ранняя бронза (18-16дон.э.), средняя(15-12), поздняя(12-нач.8). Основные черты: комплекс. скот.-землед. хоз-во, жилища типа полуземлянки с хоз.пристройками, поселения город.типа (Аркаим)горное дело и металлургия, ювелир.искусство, ткачество, колесный транспорт(за счет этого перешли с кочевому скотоводству), керамика (геометр.рисунок), этнограф.признаки – погребальные обряды, сооружения в виде камен.оград (прямоуг.,кругл.,овал), умерших сжигали или хоронили в ящиках из камен.плит., антропол.тип.-европеоидный, поклонялись небу, солнцу, верили в загробную жизнь, культ предков, обычай поминовения, ритуал жертвоприношения(конь), обычай запрета(табу), культ огня(трупосожжение), материнский род сменился отцовским, родовая община разложилась, появляются 3 иерарх.группы (военная аристократия,жрецы и рядовые общинники), усилилась имущ.дифференциация. Археолог.памятники: Ц.К. -30 поселений и 150 могильников, р.Нура, Атасу, З.К. - поселение Тасты-Бутак, Ахмет Ауыл, Бесбай. В.К. –р.Иртыш, Бухтарма, Курчум, на Алтае и Тарбагатае, поселения Канай, Трудниково, Малокрасноярка. С.К. – Алексеевское, Садчиковское, Петровка и Боголюбово, Аркаим. Семиречьеи Ю.К. – могильникиТамгалы(Максимова, Ермолаева, 25 изображений божеств), Каракудук, горы Каратау, Ешки-Ольмес, мавзолеи Тегискен, Таутары.
5.Саки: источники, материальная и духовная культура, общественное устройство.

Эпоху господства кочевников в Казахстане в начале I тысячелетия до нашей эры принято называть «раннежелезный век», «эпоха ранних кочевников», «скифская эпоха, эпоха саков». Саки – это самоназвание племен кочевников евразийских степей. Свойственный сакам тип вооружения и конского убора, характерная одежда, «звериный стиль» в искусстве, подтвержденные археологическими раскопками на пространстве от Хуанхэ на востоке до Дуная на западе дают основания для общего названия той культурной общности, которая сложилась в степях в IX-VIII веках до нашей эры и просуществовала до III века до нашей эры.  В древнеперсидских текстах племена периода раннего железа, кочевавшие к востоку от Волги, назывались именем сака, или саки. Например, две с половиной тысячи лет назад была сделана Бехистунская надпись иранского царя Дария I, где народы, жившие к северу от Сырдарьи, названы саки. В частности, в тексте победной надписи Дария на Бехистунской скале говорится: «Затем я с войском отправился против страны саков… саки, которые носят остроконечную шапку, выступили, чтобы дать битву. Затем я наголову разбил часть саков, а другую захватил в плен… Вождя их по имени Скунха взяли в плен и привели ко мне. Затем страна стала моей». Исследования последних лет показали, что персы не выдумали имя своих кочевых соседей, а использовали их самоназвание, причем не племенное, а общее для всех кочевых племен, соседствующих в Средней Азии с персами. Сакские племена осознавали свою генеалогическую и культурную общность, это выражалось в единстве самоназвания, подтверждалось языковой близостью.    
Письменные источники повествуют о том, что греки называли саков скифами, а персы – «туры с быстрыми конями». Древнегреческие и латинские источники называли саков скифами, упоминали имена племен: массагеты – в междуречье Сырдарьи и Амударьи, савроматы (позднее сарматы) на западе Казахстана, а также исседоны, аргипейи, саракаулы и другие. Это были племена одной культурной общности, которая сложилась на степных просторах от Хуанхэ до Дуная, они составляли единый, родственный по языку и этнокультурному складу массив племен и родоплеменных подразделений. Персидский источник «Авеста» повествует, о том, что кочевые племена, населявшие степные просторы севернее бактрийцев, согдианцев, хорезмийцев, то есть Казахстана, именовались «туры с быстрыми конями». Туры в персидских источниках именуются саками, что значит «могучие мужи», а в сочинениях греческих авторов фигурируют под именем скифов, которое широко вошло в обиход, как синоним кочевников. В «Авесте» говорится, что туры и арии почитают «одних и тех же древних богов и молящих их о победе на одном языке» на берегах Амударьи и Сырдарьи, на Каспии и Арале, на Волге и в Прикамье. Туры – обладатели быстрых коней и тучных стад, просторных пастбищ и добрых повозок. Это народ, над которым властвуют воины-колесничие, цари, это народ скотоводов, чье имущество – быки, кони и верблюды, чья земля – пастбище, чья пища – молоко и мясо. Жертвы, которые они приносят богам, «сто жеребцов и тысячу коров и миллиарды овец».  Саки, судя по дошедшим нас описаниям, были скотоводами, занимались разведением лошадей, крупного и мелкого рогатого скота, были великолепными наездниками и стрелками из лука. В персидских источниках назывались имена саекских племен и групп племен. В их числе саки-парадарайя (заморские саки, или заречные саки), саки-хаомоварга (саки, изготавливающие напиток хаому), саки-тиграхауда (носящие остроконечные шапки), саки-аримаспы (стерегущие золото грифов). Где располагались эти племена, сказать сейчас трудно, поскольку точных научных географических привязок древние авторы не оставили. По мнению ряда исследователей, саки-парадарайя расселялись в Приаралье, низовьях Сырдарьи и Амударьи или в Северном Причерноморье; саки-тиграхауда – в районе средней Сырдарьи и на Тянь-Шане; саки-хаомаварга – в долине Мургаба, озеро Балхаш, саки-аримаспы – на Алтае и Восточном Казахстане. По мнению К.А. Акишева, сакам-тиграхауда иранских письменных источников соответствуют скифы ортокарибантии, поскольку и то и другое слово значат «саки в остроконечных шапках». Кроме того, саки, изображенные на барельефах из дворца Ксеркса в Персеполе, имеют монголоидные черты и носят высокие остроконечные шапки, скорее всего, полагает ученый, это саки-тиграхауда. А поскольку одним из центров распространения монголоидов мог быть район Семиречья, он делает вывод о том, что саки-тиграхауда жили в Семиречье. Это предположение подтверждается и тем, что похороненный в кургане Иссык сакский царь «Золотой человек», носил на голове высокую остроконечную шапку. По мнению исследователя, в племенной союз этих саков входили также аксатаги, аристеи и, возможно, аргиппеи. Аргиппеи, жившие «у подножья высоких гор», скорее всего, размещались в юго-восточном Приуралье. Сакские племена аримаспов и «стерегущих золото грифов», располагались, возможно, на Алтае, где находились золотые рудники. Политическая история, общественный строй  сакских племен
применение железа и верховой лошади привело к переходу к новой тактике боя – массовой конной атаке. Это повышало роль рядовых общинников и лишало аристократию монополии в военном деле. Время воинов-колесничих ушло в прошлое. Более экономически независимые, чем оседлые земледельцы и скотоводы, рядовые общинники – саки, принимали большое участие в решении политических проблем. Инструментом этого участия стало народное собрание. Все полноправные члены общины периодически собирались для обсуждения внутренних и внешних проблем. Этот политический строй можно назвать прямой демократией, так как общинники напрямую участвовали в принятии решений, без каких-либо посредников. Его также можно назвать военной демократией, так как полноправными членами общины были только вооруженные мужчины, воины. То есть военная демократия – форма правления в сакском обществе, где основные вопросы решались народным собранием, но основу общества составляли воины. Из этого следует, что общество было военизированным. МАТЕРИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА САКОВ Важнейшим источником по истории сакских племен, их материальной, духовной культуре являются археологические памятники — могильники, наскальные рисунки, клады сакских вещей. Исследования археологов позволили открыть яркую, самобытную культуру саков в разных регионах Казахстана. На территории Центрального Казахстана, некогда занятой андроновской культурой эпохи бронзы, в VII—III вв. до н. э. сложилась так называемая тасмолинская культура, получившая свое название по имени хорошо обследованных могильников урочища Тасмола. Исследования проводили А. X. Маргулан, М. К. Кадырбасв. Особенностью устройства курганов этой культуры является наличие у некоторых из них каменных гряд или, как их условно называют «усов». Такие курганы представляют собой сложный погребальный комплекс из каменных сооружений нескольких вариантов. Обычно к основному кургану (большому) примыкает или находится на расстоянии с восточной стороны малый курган, от которого на восток отходят две дугообразные гряды шириной 1,5—2 м и длиной от 20 до 200 м и более. В большом кургане под насыпью находится погребение человека в грунтовой яме, в малом кургане под насыпью захоронена лошадь с деревянной посудой. В расположении курганов по отношению друг к другу имеются варианты: малый курган иногда расположен южнее, стоит на вершине большого или вовсе отсутствует. Устройство самих гряд до конца не выяснено. В одном случае это были приставленные один к другому каменные ящики, в другом — кольца, в третьем — вымостки. Однако очевидно, что они выполняли ритуальные назначения. Наиболее крупные могильники сосредоточены в предгорьях Бугулы, Кзыларая, Каркары, Баян-Аула, Кызылтаса, Кента, Ортау, Улутау, Арганаты. В развитии тасмолинской культуры выделяются три этапа. Первый охватывает VII—VI вв. до н. э. К нему относятся могильники Тасмола, Карамурун, Нурмамбет. Курганы имеют земляные или земляные, смешанные с камнем, насыпи. На втором этапе, в V—III вв. до н. э. традиции в погребальном обряде сохраняются, но исчезает обычай захоронения лошадей. На третьем этапе — III—I вв. до н. э. — сохраняются прежнее устройство и форма курганов, но в могилах появляются глиняные шаровидные сосуды с уплощенным дном. 

6..Историко-культурное значение Великого Шелкового

Великий Шелковый путь - одно из наиболее значительных достижений в истории мировой цивилизации. Разветвленные сети караванных дорог пересекали Европу и Азию от Средиземноморья до Китая и служили в эпоху древности и средневековья важным средством торговых связей и диалога между культурами Запада и Востока. Наиболее протяженный участок пути проходил через территорию Казахстана и Средней Азии.

Азиатский участок Шелкового пути, если по нему дигаться с запада на восток, шел из Шаша(Ташкент) через перевал Турбат в Исфиджаб, Сайрам. Из Исфиджаба караваны шли на восток в Тараз через города Шараб и Будухкет.Из тараза на восток путь шел к Кулану, проходил через Суяб, через Иссык-Куль, Илийская долина, Каялык(столица карлукских джагбу), И Исфиджаба в Арсубаникет на Арыси, через Шавгар, Янгикент. Шелковый путь вначале служил для экспорта китайского шелка. В свою очередь, из Рима, Византии, Индии, Ирана, Арабского халифата, а позднее из Европы и Руси по нему шли мирра и ладан, кардамон и мускатный орех, женьшень и желчь питона, ковры и полотна, алмазы и яшма слоновая кость и «рыбьи бивни», слитки золота и серебра, меха и монеты и многое др. По Шелковому пути распространялись

7.Раскройте сущность неолитической революции

В результате того, что люди смогли освоить производство охотничьего оружия, значительно повышавшего эффективность их охотничьей деятельности, они смогли перейти к использованию ресурсов в новой для них экологической нише. Когда возможности этой ниши оказались исчерпаны, людям потребовалось перейти к использованию другой, еще не освоенной ими ресурсной ниши. Что же представляла собой эта ниша?

Людям для их пропитания требовалось мясо животных и плоды растений. В природе увеличение поголовья животных и плодов растений зависит от действия механизма естественного отбора. Поэтому, если бы люди смогли оградить жизнедеятельность необходимых им растений от воздействия на них сил естественного отбора, то количество плодов этих растений могло бы существенно возрасти. Соответственно увеличилось бы и поголовье животных, потребляемых людьми в пищу. Деятельность людей по предотвращению воздействия сил естественного отбора на потребляемые ими в пищу сорта растений и породы животных и стала деятельностью по освоению людьми новой ресурсной ниши.

Своей деятельностью люди вторглись в сферу действия объективных законов природы, регулирующих структуру биологических видов животных и растений, и изменили ее в своих интересах. В переходе именно к такой деятельности и состояла неолитическая революция в истории человеческих обществ.

До этого периода только механизм естественного отбора определял то, какие растения и в каком количестве будут произрастать на той или иной территории. Количество травоядных животных и птиц, обитавших на определенной территории, также определялось только действием механизма естественного отбора. После вмешательства людей в действие этого механизма, ситуация с произрастанием на определенной территории тех или иных растений и обитанием на ней тех или иных животных изменилась кардинальным образом. Теперь уже сами люди стали определять то, какие растения и в каком количестве будут произрастать на территориях, составлявших объект их хозяйственной деятельности. Таким же образом решался вопрос и о том, какие виды животных будут пастись на лугах, использовавшихся людьми для их разведения.

При сельскохозяйственном производстве растения, культивировавшиеся людьми, вытеснили все другие виды растений, произраставшие прежде на этих землях. С территорий, расположенных вокруг пастбищ с крупным и мелким рогатым скотом, изгонялись все дикие травоядные животные, уничтожались все хищники, являвшиеся угрозой для домашних животных. Люди делали все для того, чтобы культуры сельскохозяйственных растений и одомашненные животные оказались в условиях наиболее благоприятных для их произрастания и разведения.

В природных условиях вероятность того, что семена определенного вида растений попадут в благоприятную почву, очень незначительна. Большинство из этих семян разносится ветром, и попадают в среду непригодную для их произрастания. Большое количество этих семян склевывается птицами, поедается и вытаптываются животными. Часто вследствие засухи всходы и проросшие растения остаются без воды и высыхают. В естественных условиях кроме этих факторов существуют также и другие, от которых зависит произрастание нужных людям растений. В частности, большое значение на произрастание сельскохозяйственных культур имеет фактор наличия на возделываемых полях сорняков и насекомых-вредителей.

В результате сельскохозяйственной деятельности людей все эти факторы в значительной мере были устранены. Благодаря целенаправленной деятельности людей большая часть солнечной энергии, воды и минеральных веществ на определенной территории стала потребляться растениями, выращивавшимися людьми. Сельскохозяйственная деятельность людей предполагала вспашку земель для посева семян нужных им растений, своевременный полив, прополку сорняков, защиту всходов и урожая от поедания их животными и птицами.

При выведении людьми одомашненных животных и птиц из сферы действия механизма естественного отбора, их поголовье по сравнению с предшествовавшим периодом так же существенно возросло. Деятельность людей по разведению сельскохозяйственных животных и птиц состояла в обеспечении их кормами, кровом, лечением, защитой от хищников. Помимо этого люди осуществляли так же селекционную работу, которая значительно повышала эффективность их деятельности в области животноводства и птицеводства.

Таким образом, если прежняя ресурсная ниша была представлена охотничьими угодьями, то новая ресурсная ниша, к освоению которой приступила определенная часть первобытных племен, представляла собой нечто совершенно иное. Это был почвенный слой земли, обеспечивавший произрастание растений, использовавшихся людьми, как для собственного пропитания, так и для вскармливания одомашненных животных и птиц.
8. Письменные источники по истории древнего Казахстана (античные, китайские, древнеперсидские).
Письменные источники. Сведения по истории К. эпохи древности фиксировались письменно на различных языках: древнеперсидском, древнегреческом, латинском, китайском. Древнейшим письменным источником по истории народов Казахстана являются древнеперсидские надписи царей Дария 1 (522-486 гг. до н.э.) и Ксеркса (486-465 гг. до н.э.), составленный на трех основных языках – древнеперсидском, элансском и аккадском, употреблявшихся в Ахеменидской державе. Существовали так же и античные источники. Сведения о населении К. в древнюю Грецию поступали через Персию, а так же через греческие колонии в Причерноморье.  Ряд ценных данных по истории Ахеменидского времени содержат свидетельства Ктесия, собранные в его сочинении «История Персии».  Некоторое значение для изучения истории К. представляют собой сочинения греческих историков, описывавших походы Александра Македонского, в числе которых следует назвать Диодора, Помпея, Трога, Полибия. Важным источником для истории Ср. Азии и К. является «География» Страбона (1век до н.э.-1век н.э.) Определенную роль в изучении истории К. начиная со второго века до н.э. играют китайские источники.. Первые достоверные сведения о народах К. были получены от Чжан Цяня. Руководителя первого китайского посольства в западные области, посланного императором У-ди (140-86 гг. до н.э Среди династийных историй наиболее обширные данные о народах К. и Ср. Азии заключены в историческом труде «Исторические записки» Сыма Цяня (145-86гг до н.э.), в частности, в двух главах раздела «Жизнеописание»: «Повествование о сюнну» и «Повествование о Давани». Труд Сыма Цяня охватывает весь исторически обозримый период от мифических времен до времени жизни выдающегося историка.

9.Сако-сарматская эпоха: сведения письменных источников и археологические памятники.

Эпоха господства в каз.степях саков и сарматов принято обозначать либо археолог.терминами, либо этнограф. – «эпоха ранних кочевников», «скифская эпоха». В 1 тыс.дон.э. саки стали преемниками андроновцев. Сложный вопрос – этногенез саков (гипотеза: андроновский).

Источники: персидские (могучие мужи); в персидских клинописных надписях говорится о трех группах саков: парадарайя(заморские), хаомоварга(напиток хаома), тигрохауда (остр.шапки). По мнению Акишева сакам-тигрохауда в иранских пис.источ. соответствуют скифы ортокарибантии, поскольку оба означ. остр.шапки.; Бехистунская скальная надпись Дария 1(о саках, живших за Танаисом); персепольская надпись Ксеркса (о саках-хаомоварга). АНТИЧНЫЕ: термин «сармат» в античных с 3 в.дон.э.; греческие (скифы); античный автор Полиэн (о войнах саков с Дарием 1), эллинистические (саки и А.Македонский); Геродот (пришли из Азии, о вооружении, одноглазые мужи-аримаспы,говорят на 7 языках), Арриан (о массагетах, об институции царской власти, о сатрапах, военно-племенной аристократии), Страбон, древнеримский ученый I в.н.э. Плиний Старший, Юстин, Ксенофонт (при персах жил и видел, какие саки умелые всадники). иранские(туры с быстрыми конями), АССИРИЙСКИЕ (мраморная плита царя Ашшурбанапала).

Памятники: По мнению Акишева и Кушаева, мат.культура саков создана племенами-пришельцами - потомками андроновцев Ц.К. и Юж.СибириВажнейшим источником по истории сакских племен, их матер. и дух. культуре явл. археол.памятники – могильники, наскальные рисунки, клады сакских вещей. Ц.К. – 7-3вв.до н.э. тасмолинская культура: могильники урочища Тасмола – Маргулан и Кадырбаев (особенность - «усы»), множество могильников в предгорьях Бугулы, Кзылрая, Баянаула, Кента, Улытау. З.К. – (савроматы: аорсы, роксоланы; исседоны)-р.Узень, Эмба, Орь, Илек, Волга, Урал. С.К.- р. Тобол и Ишим. В.К. – на Алтае, р.Иртыш, склоны Калбинского хребта, предгорья Чингизтау и Тарбагатая; «царские» курганы Чиликтинской долины (Черников) – 7-6 вв.до н.э.; в 2003г. экспедиция Толеубаева еще один «царский» курган Чиликты; в 1999г. экс. Самашева - Берельские курганы. Ю.К. и Семиречье – (тигрохауда и массагеты) – Илийская долина, некрополи Бесшатыр, Иссыкский, Тургенский, Кегенский и Алексеевский. Бесшатыр(1 тыс.дон.э.) прав.берег р.Или 31 курган (5 в.дон.э.); Иссык(Заилийский Алатау)-серебр.чаша с 26 знаками – исследовал Аманжолов, Акишев (это свид-во сущ. письменности); могильники Уйгарак и Юж.Тегискен. Хорезмская экспедиция Толстова (городище Чирик-Рабад -столица приаральских саков). Культура саков достигла высокой степени развития. Главным компонентом в их искусстве был "звериный стиль", сложившийся в 7-6 вв.до н.э.
10.Основные черты государственно-политического устройства хунну, усуней и кангюев.

Уйсуньское общество не было однородным. Титул главы гос-ва-гуньмо. Племенная и родовая знать –беки. Общество состояло из богатых людей дружинников жрецов и рядовых скотоводов и

земледельцев. О развитии частной собственности уйсуней свид. находки печатей из глины и камня, найденные при раскопках уйсуньских курганов. Военочальники и крупные чиновники имели золотые и медные печати. Част. собст. распр. не только на скот но и на землю. Источники свид. о развитой системе должностей и верхушке общества. Наряду со свободными общинниками в обществе уйсуней были рабы в основном из военнопленных. Т.о. пис. источники и рахео. мат-лы свид. о том что общество уйсуней достигло уровня гос-нности. Полит. история уйсуней повествует об их связях с Китаем, закл. дипломат отношений. Канлы. Титул правителя-хан. Власть передавалась по наследству. В управлении гос-вом хан опирался на трех помощников-визирей. В обществе сущ. имущ нер-во. В руках знати сосред огромное богатство плодородные пастбища. Войны превр. в средства обагащения имущих. Пленных обращали в рабов. Были связаны полит. эконом и культ. связями с Китаем, парфией, Римом, Закавказьем. Хунну, стоявшие во главе страны, шаньюй, обладал неогр. властью. В след шли князь (темники).

Они явл. близ. родст. шаньюйя. Темников было 24, каждый имел свой район для кочеванья.

Темники ставили тысячников, сотников. Должности и высшие чины передавались по наследству.

Сохранялись такие институты родового строя как совет старейшин и народного собрания. Характерной чертой обьединений типа об-ва хунн явл. формир. гос-нности со своей админ. и аппаратом принуждения. Су. примитивн. бюрокр.аппарат, налог как форма эксплуатации наличие права. Т.о. племена хунн, уйсуней , канлы достигли высокого уровня в создании своеобразной кочевой цивилизации, характер. гос уровнем обществ. устройства..
11. История Первого Тюркского каганата (551-603гг.).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


1.История Казахстана как наука, цель, задачи и актуальность ее изучения
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации