Контрольная работа - Методы научного познания - файл n1.doc

Контрольная работа - Методы научного познания
скачать (103.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc104kb.01.06.2012 11:22скачать

n1.doc



Министерство образования и науки Российской Федерации

ГОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет»

Региональный институт педагогического образования и дистанционного обучения


Контрольная работа

По дисциплине: «Методология и методы психолого – педагогического исследования»

На тему: «Методы научного познания»

Выполнила: Томина А.А.

ст-ка 3 курса, гр. ПП – 08

Проверила: Шагдалеева А.К.

Озерск, 2011г.

Содержание




Введение...................................................................................................................3

1. Классификация методов научного познания....................................................4

2. Философские методы..........................................................................................5

2.1. Диалектика................................................................................................5

2.2. Метафизика...............................................................................................8

3. Общенаучные подходы и методы исследования............................................11

3.1. Научные методы эмпирического исследования..................................12

3.2. Научные методы теоретического исследования..................................13

3.3. Общенаучные логические методы и приёмы познания......................14

3.4. Другие методы научного познания.......................................................15

Заключение.............................................................................................................17

Литература.............................................................................................................18

Введение



Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. Процесс овладения тайнами бытия есть выражение высших устремлений творческой активности разума, составляющего великую гордость человечества. За тысячелетия своего развития оно прошло длительный и тернистый путь познания от примитивного и ограниченного ко все более глубокому и всестороннему проникновению в сущность бытия.

На этом пути было открыто неисчислимое множество фактов, свойств и законов природы, общественной жизни и самого человека, одна другую сменяли картины мира. Наш разум постигает законы мира не ради простой любознательности, но и ради практического преобразования и природы и человека с целью максимально гармоничного жизнеустройства человека в мире. Знание человечества образует сложнейшую систему, которая выступает в виде социальной памяти, богатства ее передаются от поколения к поколению, от народу к народу с помощью механизма социальной наследственности, культуры.

В своей работе я буду рассматривать понятие и классификацию методов научного познания, уровни научного познания, методы, применяемые на эмпирическом и теоретическом уровнях познания, общенаучные логические методы и приёмы познания.
  1. Классификация методов научного познания



Метод (греческое metodos) в самом широком смысле слова - «путь к чему-либо», способ социальной деятельности в любой его форме, а не только в познавательной. Понятие «методология» имеет два основных значения:

  1. система определённых способов, приёмов и операций, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике и т. п.);

  2. учение об этой системе, теория метода.

Так, методология науки исследует структуру и развитие научного знания, средства и методы научного исследования, способы обоснования его результатов, механизмы и формы реализации знания в практике.

Метод сводится к совокупности определённых правил, приёмов, способов, норм познания и действия. Он есть система предписаний, принципов, требований, которые ориентируют субъекта в решении конкретной задачи, достижении определённого результата в данной сфере деятельности. Он дисциплинирует поиск истины, позволяет (если правильный) экономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путём. Основная функция метода - регулирование познавательной и иных форм деятельности.

В современной науке достаточно успешно работает многоуровневая концепция методологического знания. В этом плане все методы научного познания по степени общности и сфере действия могут быть разделены на пять основных групп:

I. Философские методы;

II. Общенаучные подходы и методы исследования;

III. Частно - научные (специальные) методы;

IV. Дисциплинарные методы;

V. Методы междисциплинарного исследования.

2. Философские методы




Среди философских методов познания наиболее древними являются:

· диалектический

· метафизический

Но философские методы не исчерпываются двумя названными. К их числу относятся также:

· аналитический (характерный для современной аналитической философии)

· интуитивный

· феноменологический

· герменевтический (понимание) и др.

Рассмотрим кратко характерные особенности диалектики и метафизики, так как эти философские методы достаточно широко представлены в истории философии и науки, включая их современный этап.

2.1. Диалектика



Диалектика (греч. dialektike - веду беседу, спор) - учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и основанный на этом учении универсальный метод мышления и действия.

В истории философии сложились три основные формы диалектики:

  1. Античная диалектика, которая была «наивной и стихийной», поскольку опиралась на житейский опыт. Она представлена в учениях Гераклита («всё течёт, всё изменяется»), Платона (который понимал диалектику как искусство диалога), Зенона (который пытался выразить реальные противоречия в логике понятий) и в некоторых других.

  2. Немецкая классическая диалектика, которая была разработана Кантом, Фихте, Л. Шеллингом и особенно глубоко Гегелем.

  3. Материалистическая диалектика, основы которой были заложены классиками марксизма и которая представляет собой целостную систему принципов, категорий и законов.

Диалектический метод исходит из того, что если в объективном мире происходит постоянное развитие, возникновение и уничтожение всего, взаимопереходы явлений, то понятия, категории и другие формы мышления должны быть гибки, подвижны, взаимосвязаны, едины в противоположностях, чтобы правильно отразить развивающуюся реальную действительность. Поэтому важнейшим принципом диалектики является историзм - рассмотрение предмета в его развитии, самодвижении, изменении.

Окружающий нас мир представляет собой единое целое, определённую систему, где каждый предмет как единство многообразного неразрывно связан с другими предметами и все они постоянно взаимодействуют друг с другом. Из положения о всеобщей связи и взаимозависимости всех явлений вытекает один из основных принципов материалистической диалектики - всесторонность рассмотрения.

Кроме историзма и всесторонности, диалектический метод включает в себя и другие принципы - объективность, конкретность, детерминизм, «раздвоение единого» (принцип противоречия) и др. Эти принципы формулируются на основе соответствующих законов и категорий, в совокупности отражающих единство, целостность объективного мира в его беспрерывном развитии.

Основные категории диалектики: развитие, противоречие, причина и следствие, необходимость и случайность, общее и единичное, качество и количество, содержание и форма и др.

Связь и взаимодействие определённых философских категорий выступают как законы диалектики, главным из которых является закон единства и борьбы противоположностей, вскрывающий самое основное в развитии - его источник, каким является противоречие (взаимосвязь противоположностей).

Противоположности - это такие стороны, моменты, предметы, которые одновременно:

К числу противоположных можно отнести, например, такие явления и процессы, как:

Кратко суть рассматриваемого закона может быть выражена формулой: «Разделение на противоположности, их борьба и разрешение».

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений вскрывает механизм развития: постепенное накопление количественных изменений в определённый момент необходимо приводит к коренным качественным преобразованиям (скачкам), к возникновению нового качества, которое в свою очередь оказывает обратное влияние на характер и темпы количественных изменений.

Закон отрицания отрицания выражает поступательный, циклический, преемственный характер развития и его формулу: «спираль», а не «круг» или «прямая линия». При этом развитие предстаёт как процесс, как бы повторяющий пройденные уже ступени, но повторяющий их иначе, на более высокой основе.

Примеры циклического развития:

Каждый цикл выступает как виток в развитии, а спираль - как цепь циклов. Действие данного закона обнаруживается не в каждый момент, а в целостном, относительно завершённом процессе развития.

2.2. Метафизика



Антиподом диалектики является метафизический метод. Термин «метафизика» (буквально «то, что следует после физики») был введён в I в. до н. э. комментатором Аристотеля А. Родосским. Систематизируя произведения великого древнегреческого мыслителя, он расположил «после физики» те из них, в которых шла речь об общих вопросах бытия и познания, о «первой философии», (о сущности, причинах и т. д.) в отличие от «второй философии» - частнонаучного знания.

В современном обществознании понятие «метафизика» имеет три основных значения:

  1. Философия как наука о всеобщем, исходным прообразом которой и было учение Аристотеля о «первых родах сущего». Её основные категории - это предельные понятия, «охватывающие» одновременно и объект и субъект познания.

  2. Особая философская наука - онтология, учение о бытии как таковом, независимо от его частных видов и в отвлечении от вопросов теории и логики познания. В этом значении данное понятие употреблялось как в прошлом (Декарт, Лейбниц, Спиноза и др.), так и в настоящем - особенно в современной западной философии.

  3. Философский способ познания (мышления) и действия, противостоящий диалектическому методу как своему антиподу. Именно в этом значении понятия «метафизика» далее пойдёт речь. Самая характерная, существенная черта метафизики - односторонность, абсолютизация одной (безразлично какой именно) стороны живого процесса познания, или шире - того или иного элемента целого, момента деятельности в любой её форме.

Метафизика, как и диалектика, никогда не была чем-то раз и навсегда данным, она изменялась, выступала в различных исторических формах, среди которых можно выделить две основных:

  1. «Старая» метафизика была характерна для философии и науки в XVII - XIX вв. (метафизический материализм, натурфилософия, философия истории и т. д.). специфика этой формы метафизики - отрицание всеобщей связи и развития, отсутствие целостного системного взгляда на мир, мышление по принципу «или-или», убеждение в окончательной завершённости всех мировых связей.

  2. Новая метафизика в отличие от старой не отвергает ни всеобщую связь явлений, ни их развитие - это было бы абсурдно в эпоху громадных достижений науки и общественной практики. Особенность антидиалектики в новой форме - сосредоточение её усилий на поисках различных вариантов истолкования, интерпретации развития.

Это может пониматься следующим образом:

Возможны и другие - в том числе и смешанные - интерпретации развития, связи и взаимодействия.

3. Общенаучные подходы и методы исследования



Они получили широкое развитие и применение в науке XX в. Они выступают в качестве своеобразной промежуточной методологии между философией и фундаментальными теоретико-методологическими положениями гуманитарных наук. К общенаучным относятся такие понятия, как информация, изоморфизм, модель, структура, функция, система, элемент, оптимальность и т. д.

Характерными чертами общенаучных понятий являются:

Если философские категории воплощают в себе предельно возможную степень общности - конкретно-всеобщее, т. е. закон, то для общенаучных понятий присуще большей частью абстрактно-общее (одинаковое), что и позволяет выразить их абстрактно-формальными средствами.

На основе общенаучных понятий и концепций формулируются соответствующие методы и принципы познания, которые и обеспечивают связь и оптимальное взаимодействие философской методологии со специально-научным знанием и его методами. К числу общенаучных принципов и подходов относятся:

Важная роль названных подходов состоит в том, что в силу своего промежуточного характера они опосредствуют взаимопереход философского и частнонаучного знания (и соответствующих методов).

Научные методы исследования можно разделить на две большие группы - методы построения эмпирического знания и методы построения теоретического знания.

3.1. Научные методы эмпирического исследования



Из этих методов выделяют:

Наблюдение - целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в ходе которого мы получаем знание о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемых объектов.

Процесс научного наблюдения - особый вид деятельности, который включает в себя в качестве элементов самого наблюдателя, объект наблюдения и средства наблюдения. К последним относятся приборы и материальный носитель, с помощью которого передаётся информация от объекта к наблюдателю (например, свет).

Наблюдение всегда связано с описанием, которое закрепляет и передаёт результаты наблюдения с помощью определённых языковых средств. Эмпирическое описание - это фиксация с помощью естественного или искусственного языка сведений об объектах, данных в наблюдении. Описание подразделяется на два основных вида - качественное и количественное.

Количественное описание осуществляется с применением языка математики и предполагает проведение различных измерительных процедур. В узком смысле слова его можно рассматривать как фиксацию данных измерения. В широком смысле оно включает также нахождение эмпирических зависимостей между результатами измерений. Лишь с введением измерения естествознание превращается в точную науку. В основе операции измерения лежит сравнение объектов по каким-либо сходным свойствам или сторонам. Чтобы осуществить такое сравнение, нужно иметь определённые единицы измерения, наличие которых даёт возможность выразить изучаемые свойства со стороны их количественных характеристик. В свою очередь, это позволяет широко использовать в науке математические средства и создаёт предпосылки для математического выражения эмпирических зависимостей.

Наблюдение и сравнение могут проводиться как относительно самостоятельно, так и в тесной связи с экспериментом. В отличие от обычного наблюдения в эксперименте исследователь активно вмешивается в протекание изучаемого процесса с целью получить о нём определённые знания.

3.2. Научные методы теоретического исследования



Среди этих методов выделяют:

Формализация - отображение содержательного знания в знаковом формализме (формализованном языке). Последний создаётся для точного выражения мыслей с целью исключения возможности для неоднозначного понимания. При формализации рассуждения об объектах переносятся в плоскость оперирования со знаками (формулами). Отношения знаков заменяют собой высказывания о свойствах и отношениях предметов. Формализация играет значительную роль в уточнении научных понятий. Особенно широко формализация применяется в математике, логике и современной лингвистике.

Аксиоматический метод - способ построения научной теории, при котором в её основу кладутся некоторые исходные положения - аксиомы (постулаты), из которых все остальные утверждения этой теории выводятся из них чисто логическим путём, посредством доказательства. Для вывода теорем из аксиом (и вообще одних формул из других) формулируются правила вывода. Аксиоматический метод был впервые применён в математике при построении геометрии Евклида.

Гипотетико-дедуктивный метод - способ теоретического исследования, сущность которого заключается в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых в конечном счёте выводятся утверждения об эмпирических фактах. Тем самым этот метод основан на выведении (дедукции) заключений из гипотез и других посылок, истинностное значение которого неизвестно. А это значит, что заключение, полученное на основе данного метода, неизбежно будет иметь лишь вероятностный характер. Обычно гипотетико-дедуктивный метод связан с системой гипотез разного уровня общности и разной близости к эмпирическому базису. Данный метод ориентирован на описание прежде всего структуры «готового знания» и его форм в отвлечении от их генезиса и развития. Разновидностью этого метода является метод математической гипотезы.

3.3. Общенаучные логические методы и приёмы познания



В научном исследовании широко используются общенаучные логические методы и приёмы познания. Среди них можно выделить следующие:

  1. Анализ - реальное или мысленное разделение объекта на составные части, и синтез - их объединение в единое целое.

  2. Абстрагирование - процесс отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих исследователя свойств.

  3. Идеализация - мыслительная процедура, связанная с образованием абстрактных (идеализированных) объектов, принципиально не осуществимых в действительности («материальная точка», «идеальный газ», «абсолютно чёрное тело» и т. п.).

  4. Индукция - движение мысли от единичного (опыта, фактов) к общему (их обобщением в выводах) и дедукция - восхождение процесса познания от общего к единичному.

  5. Аналогия (соответствие, сходство) - установление сходства в некоторых сторонах, свойствах и отношениях между нетождественными объектами. На основании выявленного сходства делается соответствующий вывод - умозаключение по аналогии. Аналогия даёт не достоверное, а вероятное знание.

  6. Моделирование - метод исследования определённых объектов путём воспроизведения их характеристик на другом объекте - модели. Формами моделирования являются предметное и знаковое моделирование, важной формой знакового моделирования является математическое моделирование.

  7. Системный подход - совокупность общенаучных методологических принципов (требований), в основе которых лежит рассмотрение объектов как систем.


3.4. Другие методы научного познания



Частно - научные методы – совокупность способов, принципов познания, исследовательских приёмов и процедур, применяемых в той или иной отрасли науки, соответствующей данной основной форме движения материи. Это методы механики, физики, химии, биологии и гуманитарных (социальных) наук.

Дисциплинарные методы – системы приёмов, применяемых в той или иной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль науки или возникшей на стыке наук. Каждая фундаментальная наука представляет собой комплекс дисциплин, которые имеют свой специфический предмет и свои своеобразные методы исследования.

Методы междисциплинарного исследования – совокупность ряда синтетических, интегративных способов (возникших как результат сочетания элементов различных уровней методологии), нацеленных главным образом на стыки научных дисциплин.

Заключение



Зарождение рационального знания как методологии познания мира происходило еще в VI веке до н.э. Развитие же методологии получения научных знаний происходило в результате диалектической борьбы различных научных и не только научных, например, религиозных, направлений.

В результате накопления громадного экспериментального материала, разработки основ логики и математических методов, в 16 веке произошло формирование основ методики получения научных знаний, которая впоследствии нашла свое применение в различных отраслях естествознания.

В результате развития методов научного познания была показана диалектическая неразрывность экспериментальных и теоретических исследований.

Важную роль в науке играют гипотезы. Они определяют направление исследований, позволяют предположить как те или иные условия изменят результаты эксперимента и т.д.

Таким образом, в научном познании функционирует сложная, динамичная, целостная система многообразных методов разных уровней, сфер действий, направленности и т. п., которые всегда реализуются с учётом конкретных условий.

Все описанные методы познания в реальном научном исследовании работают во взаимодействии. Их конкретная системная организация определяется особенностями изучаемого объекта, а также спецификой того или иного этапа исследования. В процессе развития науки развивается и система её методов, формируются новые приёмы и способы исследовательской деятельности.

Литература





  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник - М.: Проспект, 2005.

  2. Голубинцев В.О. Концепции современного естествознания: учебное пособие - Ростов н/Д.: Феникс, 2005.

  3. Грачев В.Д. Философия ума. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 1999.

  4. Демидов И.В. Логика: Учебник - М.: «Дашков и К°», 2005.

  5. Дегтярев М.Г., Войшвилло Е.К. Логика: Учебник - М.: ВАЛДОС-ПРЕСС, 2001.

  6. Лешкевич Т.Г. «Философия науки: традиции и новации» М.:ПРИОР,2001

  7. Макуха А.А. Концепция современного естествознания: Учебно-методические материалы - Новосибирск, 2004.

  8. Петров Ю.А. Методологические проблемы теоретического познания. – М., 1986.

  9. Рузавин Г.И. Методология научного исследования М.: ЮНИТИ - ДАНА, 1999.

  10. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - М.: Гардарики, 1999.



Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации