Лекции - Организация борьбы с таможенными правонарушениями - файл n1.doc

Лекции - Организация борьбы с таможенными правонарушениями
скачать (1031 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc1031kb.11.06.2012 05:37скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8

Раздел 1. Основы аналитической и организационной работы по выявлению и пресечению таможенных правонарушений

Тема 1.1 Правовые и организационные основы правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации


  1. Криминализация ВЭД и задачи правоохранительной деятельности таможенных органов РФ.

  2. Нормативно-правовые основы правоохранительной деятельности таможенных органов РФ.

  3. Организация и принципы реализации правоохранительной деятельности таможенных органов РФ.

  4. Взаимодействие с правоохранительными органами России и зарубежных стран.

Криминализация ВЭД и задачи правоохранительной деятельности таможенных органов РФ


Участвуя в реализации экономической политики государства, органы Федеральной таможенной службы России (далее – ФТС РФ) обеспечивают защиту национальных интересов и экономической безопасности государства в пределах своей компетенции, т.е. в сфере внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД).

Сфера внешнеэкономических связей является в настоящее время одной из наиболее криминогенных. Фактически преступность в сфере ВЭД стала прямой угрозой экономической безопасности России. Этому способствовал целый комплекс факторов и условий социально-экономического, политического и правового характера. В частности, к ним относятся:

Экстенсивное развитие преступности, имевшее место в первые годы после либерализации ВЭД, постепенно уступает место интенсивному. Специалистами констатируется заметное повышение ее «профессионализма», выражающееся в модернизации способов подготовки, совершения и сокрытия внешнеэкономических и сопутствующих им преступлений, тщательном планировании криминальной деятельности и эффективном противодействии органам уголовной юстиции.

Научно-технический прогресс и, прежде всего, широкое внедрение современных информационных технологий, совершенствование компьютерной техники и средств коммуникации способствует развитию не только легальной, но и теневой экономики. Увеличивается количество уголовно-правовых деликтов, совершаемых с применением высоких технологий. Так, автоматизация процесса таможенного оформления, переход на электронное декларирование товаров вызвали появление преступлений, связанных с несанкционированным доступом к компьютерным сетям и базам данных таможенных органов. В связи с продолжающимся внедрением электронного декларирования в практику таможенного дела возможно увеличение количества высокотехнологичных преступлений, в том числе, связанных с незаконным доступом и внесением изменений в базы данных таможенных органов. Зачастую криминальные бизнес-отношения развиваются более высокими темпами, чем легальные.

В некоторых областях криминального внешнеэкономического бизнеса продолжается наращивание объемов нелегального оборота. Так, на протяжении последних лет угрожающими темпами увеличиваются объемы контрабанды наркотических средств и психотропных веществ, а также сопутствующих им сильнодействующих, ядовитых веществ и прекурсоров. Эскалация незаконного наркооборота в большинстве регионов России сегодня очевидна. Результаты уголовно-правовых, криминологических и криминалистических исследований свидетельствуют, что для современного международного наркобизнеса наряду с тенденцией увеличения количества перемещаемых через таможенную границу психоактивных веществ также характерна тенденция к совершенствованию преступной деятельности.
Увеличиваются и размеры объемов контрабандно перемещаемого вооружения. Растет также число международных операций, нарушающих права интеллектуальной собственности.

«Традиционно» сохраняется высокий уровень коррупционализации внешнеэкономических отношений. Практически все наиболее крупные незаконные внешнеэкономические операции связаны с подкупом должностных лиц государственных органов, участвующих в регулировании ВЭД, в первую очередь, таможенных. Участие таможенников в преступлениях резко усложняет их раскрытие. К тому же даже выявленные преступления, совершенные сотрудниками таможенных органов, не всегда должным образом наказываются.

Коррупция, как социальное, а точнее, антисоциальное явление представляет для общества и государства особую опасность, тем более, что в последнее время приобретает системный, организованный характер.

Заметное повышение организованности криминальных структур, специализирующихся в сфере ВЭД, следует рассматривать как самую опасную тенденцию. Многие организованные преступные группы и преступные сообщества представляют собой сложные системные образования с четкой иерархией и распределением ролей, высоким уровнем управляемости, разветвленными внутренними и внешними связями. Это позволяет монополизировать отдельные направления и легального и нелегального бизнеса.

Криминальные метаморфозы ВЭД в условиях глобализации катализируются интеграционными процессами, созданием свободных экономических зон, таможенных союзов, интенсификацией трансграничных финансовых, товарных, пассажирских и информационных потоков, увеличением количества внешнеэкономических операций. Глобализация, к сожалению, имеет и теневую сторону. Криминальная деятельность во внешнеэкономической сфере также приобрела глобальный характер. Значительно расширилась криминальная сеть, укрепились международные криминальные связи, совершенствуется механизм обмена информацией между преступными структурами разных стран, ярко выражено стремление к образованию транснациональных преступных сообществ, целью которых является максимизация прибылей от нелегальных внешнеэкономических операций. В теневой экономике криминальная внешнеэкономическая деятельность занимает ведущее положение по масштабу финансовых операций и размеру прибыли. Этим объясняется стремление многих преступников выйти на внешний рынок и закрепиться на нем. Криминальные отношения, возникающие между субъектами внешнеэкономической деятельности существенным образом влияют на криминализацию отдельных стран и целых регионов мировой экономики. Субъекты преступлений, в большинстве случаев являются гражданами различных государств; активно участвуют в международном обмене товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности. Структура и динамика внешнеэкономических правонарушений, криминальная логистика определяются обстановкой, складывающейся и в стране-экспортере, и в стране-импортере, и в транзитной стране. Криминальные внешнеторговые сделки совершаются под воздействием спроса и предложения на мировом рынке. Появление устойчивых и набирающих силу тенденций к глобализации криминальной деятельности требует от государственных органов осуществления комплекса мероприятий по противодействию ей, особенно во внешнеэкономической сфере.

Гигантские прибыли, получаемые в результате этой преступной деятельности, по оценкам многих специалистов, являются одной из финансовых основ теневой экономики. Преступления, ведущие к росту внешнеэкономической криминальной активности, наносят огромный ущерб экономике страны и делают обязательными комплексный подход к изучению данных деструктивных процессов, оценку совокупного экономического ущерба, эффективную систему мер государственного и межгосударственного контроля за многофакторной преступностью, захватывающей целый ряд стран.

Сегодня, когда имеет место глобализация экономических отношений, криминализация ВЭД становится самой серьезной угрозой для развития России, усложняет задачи по обеспечению экономической безопасности страны. В сложившихся криминально-криминогенных условиях отсутствие эффективных государственных и общесоциальных мер по противодействию криминализации внешнеэкономической деятельности может привести к тому, что широкомасштабное распространение криминальных внешнеэкономических операций и сопряженных с ними правонарушений, в частности, коррупционных сделок, создает угрозу деструктивных изменений не только в экономике, но и угрозу в целом для национальной безопасности России.

Учитывая изложенное, в современных условиях наиболее актуальной становится правоохранительная деятельность таможенных органов, так как именно она способна создавать необходимые условия для эффективного выполнения стоящих перед ними задач.

Задачи правоохранительной деятельности таможенных органов:

  1. обеспечение формирования государственного бюджета;

  2. выявление, предупреждение, пресечение и расследование преступлений в сфере таможенного дела;

  3. выявление и пресечение административных таможенных правонарушений;

  4. ограждение и защита от преступных посягательств на сотрудников таможенных органов в связи с исполнением ими должностных полномочий; членов их семей; таможенные объекты и информационные ресурсы;

  5. выявление и предупреждение правонарушений, пресечение преступлений против интересов государственной службы со стороны сотрудников таможенных органов;

  6. обеспечение безопасности таможенного дела, а также выявление и пресечение фактов использования несовершенства таможенного законодательства в целях нанесения ущерба экономической безопасности государства.

Нормативно-правовые основы правоохранительной деятельности таможенных органов РФ


Анализ действующего законодательства свидетельствует, что вопросы законодательного регулирования правоохранительной деятельности таможенных органов находят свое отражение в целом ряде законов, основу которых составляет Конституции Российской Федерации.

В ней зафиксированы общеправовые положения, а также нормы, непосредственно касающиеся правового регулирования правоохранительной деятельности и организации деятельности осуществляющих ее органов.

Именно Конституция Российской Федерации как основной закон государства, имеющая прямое действие на всей территории Российской Федерации, закладывает важнейшие принципы отношений между правоохранительными подразделениями таможенных органов и гражданами в сфере борьбы с преступностью.

К таким принципам относятся:

В Конституции Российской Федерации содержатся положения, указывающие на цель правоохранительной деятельности. Это - защита прав и свобод граждан, охрана различных форм собственности, обеспечение безопасности личности, общества и государства от преступных посягательств.

В состав Правительства Российской Федерации, осуществляющего государственную власть, входят руководители различных правоохранительных органов. В соответствии с п. «д» и «е» ч.1 ст.114 Конституции Правительство Российской Федерации осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, законности, прав и свобод граждан, по охране собственности, борьбе с преступностью.

Субъектом этих мер являются также и таможенные органы, в полномочия которых входят:

Конституционные нормы являются основополагающими для регламентации отдельных правоохранительных процедур, прежде всего в области оперативно-розыскной деятельности (ОРД). Так, п.2 ст.23 Конституции Российской Федерации определяет, что ограничение права на тайну переписки, телефонных разговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений допускается па основе судебного решения. Статья 25 Конституции устанавливает, что проникновение в жилище против воли проживающих в нем лиц допускается только в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

Конституция в соответствии со ст. 45-49 гарантирует судебную защиту каждому гражданину и возможность обжалования в суде решений органов государственной власти, в том числе и органов, осуществляющих правоохранительную деятельность.

Положение о высшей юридической силе Конституции Российской Федерации, прямом действии ее норм (ч.1 ст.15) имеет непосредственное отношение к осуществлению правоохранительной деятельности, поэтому вся деятельность правоохранительных подразделений таможенных органов строится именно на основе указанных выше принципов.

Необходимо, кроме того, отметить и требование п.3 ст.17 Конституции Российской Федерации, разъясняющей, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Поэтому, осуществляя правоохранительную деятельность, таможенные органы руководствуются также и этим принципом.

Конституционные принципы и нормы находят свою конкретизацию и развитие в законах и подзаконных актах.

Анализируя законодательство Российской Федерации, целесообразно рассмотреть основные законы, на основе которых строится деятельность правоохранительных подразделений таможенных органов.

Ключевое место в списке рассматриваемых законов занимает Таможенный кодекс Российской Федерации.

Правоохранительная функция таможенных органов заложена в ст.403 ТК РФ. Так, в соответствии с ч.6 названной статьи таможенные органы:

В coответствии с положениями п.5 ст.408 ТК РФ таможенные органы для выполнения возложенных на них функций обладают правомочиями осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации ОРД в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, производство неотложных следственных действий и дознания по которым отнесено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к ведению таможенных органов, выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также обеспечения собственной безопасности.

В качестве субъекта ОРД таможенные органы определены Федеральным законом Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995г. №144-ФЗ. Этот нормативный акт пришел на смену Закону Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» от 13 марта 1992г., который был первым в Российской Федерации. До этого процесс осуществления ОРД регулировался только закрытыми ведомственными нормативными актами. Законодательство об ОРД в настоящее время активно развивается. В итоговую редакцию уже неоднократно новые федеральные законы вносили изменения и дополнения.

Ныне действующий ФЗ об ОРД состоит из преамбулы и шести глав, включающих 23 статьи. В преамбуле указывается: «Настоящий федеральный закон определяет содержание оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, и закрепляет систему гарантий законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий».

Глава 1 «Общие положения» содержит определение ОРД, ее задачи, принципы и правовую основу. В эту главу включена специальная статья, обязывающая органы, осуществляющие ОРД, строго соблюдать права и свободы человека и гражданина при осуществлении ОРД.

В главе 2 «Проведение оперативно-розыскных мероприятий» приводится перечень оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ), при этом особое внимание обращается на то, что исключено расширительное толкование его содержания путем фиксации новых мероприятий в ведомственных нормативных актах. Так, осществление психофизиологического обследования (например, применение полиграфа) не может признаваться самостоятельном оперативно-розыскным мероприятием. В данную главу включены правовые нормы об основаниях и условиях проведения ОРМ, информационном обеспечении и документировании в процессе ОРД, а также приведен порядок использования результатов ОРД и защиты сведений об органах, осуществляющих ОРД. Особое значение в данной главе имеет ст. 9 «Основания и порядок судебного рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав граждан при проведении оперативно-розыскных мероприятий», конкретизирующая ОРД в рамках применения конституционных положений.

В главе 3 «Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность» перечисляются органы, осуществляющие ОРД. Здесь определены их обязанности и права, а также вопросы социальной и правовой защиты должностных лиц этих органов.

Глава 4 «Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность» регламентирует правовое положение граждан, оказывающих содействие органам, осуществляющим ОРД, их социальное положение, права и обязанности.

В главе 5 «Финансовое обеспечение оперативно-розыскной деятельности» говорится о порядке финансового обеспечения ОРД, предоставлении права законодательным и исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно за счет собственных бюджетов и внебюджетных целевых фондов увеличивать размер средств, выделяемых органам, осуществляющим ОРД на их территории.

В главе 6 «Контроль и надзор за оперативно-розыскной деятельностью» рассматривается порядок осуществления государственного и ведомственного контроля и прокурорского надзора за ОРД.

Основной задачей ОРД является осуществление борьбы с преступностью, поэтому в своей деятельности таможенные органы и их оперативные подразделения руководствуются требованиями Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов Российской Федерации.

Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ) устанавливает уголовную ответственность за преступления, отнесенные к компетенции таможенных органов.

Учитывая данную нормативную основу, в соответствии с перечнем непосредственных объектов преступлений, указанных в диспозициях ст.188, 189, 190, 193, 194 УК РФ, правоохранительные подразделения таможенных органов имеют возможность сформировать направления и принципы своей деятельности. С учетом квалифицирующих признаков соответствующих составов преступлений представляется возможным разработать систему признаков, способствующих их своевременному выявлению, а также систему мер, обеспечивающую их своевременное предупреждение и пресечение.

Уголовный кодекс Российской Федерации относится к законодательным актам, устанавливающим базисные положения осуществления правоохранительной деятельности. Его роль велика и проявляется в том, что в особенной части УК РФ содержатся материальные признаки преступлений, на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие которых направлена вся правоохранительная деятельность таможенных органов, в том числе и ОРД.

Так, на основе положений ст.15 «Категории преступлений» УК РФ таможенным органам предоставляется право:

- в случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого преступления, допускается проведение ОРМ, ограничивающих конституционные права человека и гражданина, без предварительного судебного решения, но с обязательным уведомлением суда в течение 24 часов;

- проведение оперативного эксперимента допускается только в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия тяжкого преступления, а также в целях выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.

В указанных случаях одним из основных условий проведения ОРМ является категория преступления.

Уголовно-правовые институты крайней необходимости (ст.39 УК РФ) и обоснованного риска (ст.41 УК РФ) могут быть использованы при проведении таких оперативно-розыскных мероприятий как проверочная закупка, оперативный эксперимент, оперативное внедрение и контролируемая поставка. Институт деятельного раскаяния (ст.75 УК РФ) лежит в основе реализации вопроса об освобождении от уголовной ответственности лиц, сотрудничающих с оперативными подразделениями.

Уголовно-процессуальный кодекс (УПК РФ) определяет, прежде всего, положения, относящие таможенные органы как наделенные полномочиями по осуществлению ОРД правами органа дознания (п.1 ч.1 ст.40 УПК РФ). В соответствии с п.5 ч.3 ст.151 УПК РФ таможенные органы наделены правом ведения предварительного расследования в форме дознания по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч.1 ст.188 и ст.194 УК РФ. При этом таможенные органы производят неотложные следственные действия по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст.188 (ч.2-4), 189, 190, 193 УК РФ в соответствии с п.3 ч.2 ст.157 УПК РФ.

Определяющее значение для реализации таможенными органами информации, полученной в результате ОРД, имеет ст.89 УПК РФ, регламентирующая использование в доказывании результатов ОРД: «В процессе доказывания запрещается использование результатов оперативно-розыскной деятельности, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам настоящим Кодексом». Здесь же могут быть реализованы требования статей гл.10 «Доказательства в уголовном судопроизводстве», а также раздела XIX «Применение бланков процессуальных документов. Порядок применения бланков процессуальных документов» УПК РФ.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) состоит из пяти разделов:

  1. Общие положения.

  2. Особенная часть.

  3. Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.

  4. Производство по делам об административных правонарушениях.

  5. Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.

Классификация правонарушений изложена в особенной части КоАП РФ. В статье 23.8 КоАП РФ указано, что таможенные opганы Российской Федерации рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 и 3 ст.16.1, ст.16.2 - 16.23 КоАП РФ.

Полномочия должностных лиц таможенных органов Российской Федерации по составлению протоколов об административных правонарушениях изложены в п.1 и 12 ст.28.3 КоАП РФ.

Составы административных правонарушений, относящихся к компетенции таможенных органов, изложены в гл.16 КоАП РФ «Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил)».

К законам, регламентирующим деятельность правоохранительных подразделений таможенных органов, можно отнести также законы Российской Федерации «О безопасности» и «О государственной тайне», федеральные законы Российской Федерации «Об информации, информатизации и защите информации», «О связи», «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», «О прокуратуре» и другие.

Закон Российской Федерации «О безопасности» закрепляет правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определяет систему безопасности и ее функции, силы и средства безопасности, куда входят и таможенные органы, а также порядок контроля и надзора за законностью их деятельности. Это базовый систематизированный закон, основные положения которого конкретизируются и развиваются применительно к этому виду государственной деятельности, ориентированной на защиту личности, общества и государства от преступных посягательств, в других законах, в том числе в ТК РФ, УК РФ, ФЗ об ОРД, а также иных нормативных правовых актах.

Закон Российской Федерации «О государственной тайне» определяет основные понятия, используемые в области защиты государственной тайны; перечень сведений, составляющих гостайну; принципы и порядок отнесения сведений к государственной тайне; степени и грифы секретности, а также порядок засекречивания и рассекречивания носителей сведений, составляющих гостайну.

К сведениям, составляющим государственную тайну в сфере правоохранительной деятельности, относятся:

Данный нормативный акт определяет порядок доступа должностных лиц к ОРД, а также доступа к сведениям, составляющим государственную тайну. В соответствии со ст.21 рассматриваемого закона допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне предусматривает:

В соответствии со ст.25 указанного Закона должностное лицо или гражданин знакомится только с теми сведениями, составляющими государственную тайну, и в таком объеме, который необходим для выполнения его должностных обязанностей.

Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» регулирует правовые отношения, возникающие при формировании и использовании информационных ресурсов; определяет документирование информации, пользование информационными ресурсами, сертификацию информационных систем, технологий и средств обеспечения, порядок защиты информации и права субъектов в области информационных процессов и информатизации.

Федеральный закон Российской Федераций «О связи» устанавливает правовую основу деятельности в области связи, осуществляемой под юрисдикцией Российской Федерации, и определяет полномочия органов государственной власти по регулированию указанной деятельности, а также права и обязанности физических и юридических лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами связи. Важное место в правовом регулировании деятельности подразделений таможенных органов занимают ст.63 «Тайна связи» и ст.64 «Обязанности операторов связи и ограничение прав пользователей услугами связи при проведении ОРМ и следственных действий» указанного федерального закона.

Федеральный закон от 17.07.1999 №176-ФЗ «О почтовой связи», установивший в ст.22 положение о том, что ограничения тайны связи допускаются только на основании судебного решения.

Федеральный закон Российской Федерации «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» определяет перечень лиц, подлежащих государственной защите; виды госзащиты; меры безопасности, поводы, основании и порядок их применения; органы, на которые возложено обеспечение безопасности указанных в законе категорий лиц; права и обязанности защищаемых лиц; меры социальной защиты и порядок отмены применяемых мер безопасности, а также финансирование и материально-техническое обеспечение мер государственной защиты.

Федеральный закон «О прокуратуре» устанавливает координирующую роль прокуратуры в деятельности по борьбе с преступностью; порядок рассмотрения и разрешения в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений; организацию прокурорского надзора, в том числе за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие, полномочия прокурора; его участие при рассмотрении дел судами.

Федеральный закон от 8 января 1998 г. №3-Ф3 «О наркотических средствах и психотропных веществах», ст.36 которого разрешает использование наркотических средств и психотропных веществ для проведения отдельных ОРМ, а ст.49 названного закона органы, осуществляющие ОРД, наделяются правом на проведение контролируемой поставки и проверочной закупки наркотических средств и психотропных веществ в целях выявления, предупреждения и раскрытия преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.

Федеральный закон от 25 июля 1998 г. №128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» в ст. 6 указывает на возможности использования дактилоскопической информации для предупреждения, раскрытия и расследования преступлений.

Необходимо отметить, что федеральными законами закреплены также полномочия иных правоохранительных органов Российской Федерации, таких как ФСБ России, МВД России и других.

Организация и принципы реализации правоохранительной деятельности таможенных органов РФ


Для изучения вопроса об организации правоохранительной деятельности в системе таможенных органов России, прежде необходимо разобраться с основными принципами реализации данного вида деятельности.

Итак, основными принципами реализации правоохранительной деятельности являются:

1. Правоохранительная деятельность осуществляется не любым способом, а только с помощью применения юридических мер воздействия, регламентируемых законодательством РФ. К ним относятся уголовная и административная ответственность за совершенные противоправные деяния, относящиеся к компетенции таможенных органов. Кроме того, среди мер юридического воздействия на правонарушителей применяются различные меры предупредительно-профилактического характера.

2. Юридические меры воздействия должны строго соответствовать законодательному и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности правоохранительного органа. Такие меры воздействия предусмотрены Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Уголовным, Уголовно-процессуальным, Таможенным, Гражданским и иными кодексами, в которых предусмотрена конкретная ответственность виновных лиц за противоправные деяния, совершенные в сфере компетенции таможенных органов.

3. Правоохранительная деятельность осуществляется путем соблюдения определенных процедур в соответствии с установленным законодательством РФ порядком. К таким процедурам можно отнести осуществление дознания в таможенных органах (в соответствии с УК и УПК РФ) по преступлениям, отнесенным к компетенции таможенных органов и проведение административного расследования по делам о нарушении таможенных правил (в соответствии с ТК РФ и КоАП). Нарушение установленных правил проведения соответствующих процедур может повлечь за собой признание итогов проведенного расследования незаконным и недействительным.

4. Осуществление правоохранительной деятельности возлагается на специально уполномоченные подразделения таможенных органов, комплектуемых сотрудниками, подготовленными соответствующим образом и обладающими познаниями, как в вопросах таможенного дела, так и уголовного, административного, оперативно-розыскного права.

Основными подразделениями правоохранительного блока таможенных органов являются осуществляющие оперативно-розыскную деятельность (ОРД):

Главное управление по борьбе с контрабандой (ГУБК);

Управление собственной безопасности (УСБ);

Управление таможенных расследований и дознания (УТРД).

Все перечисленные выше субъекты правоохранительной деятельности являются подразделениями центрального аппарата Федеральной таможенной службы (ФТС) Российской Федерации.

Наибольший объем задач и функций правоохранительной деятельности выполняет Главное управление по борьбе с контрабандой. Рассматривая структуру ГУБК, необходимо отметить, что у начальника Главного управления имеется 5 заместителей, в том числе один - первый заместитель, которые осуществляют кураторство основных подразделений, в числе которых:

- Служба «А», состоящая из 5-и отделов, которая осуществляет организационно-управленческую деятельность подразделений по борьбе с контрабандой в РТУ и таможнях, а также контроль за исполнением отданных распоряжений. В ее составе —

1. организационно-инспекторский отдел,

2. оперативно-информационный отдел,

3. информационно-аналитический отдел,

4. отдел оперативио-дежурной службы

5. отдел организации связи с общественностью и средствами массовой информации;

- Служба «К», основной задачей которой является организация борьбы с контрабандой на конкретных направлениях, объектах и линиях работы. В ее составе имеются следующие отделы:

1. по борьбе с контрабандой на канале импорта;

2. по борьбе с контрабандой на канале экспорта;

3. по борьбе с особо опасными видами контрабанды, а также

4. оперативно-информационный и аналитический;

- Служба «М», состоящая из 5-и отделов, основной задачей которой является осуществление международного таможенного сотрудничества. В ее составе отделы –

1. организации взаимодействия с таможенными органами;

2. связи с таможенными органами зарубежных стран;

3. подготовки и проведения международных операций;

4. организации взаимодействия с правоохранительными подразделениями таможенных служб государств - участников СНГ, а также

5. отдел по борьбе с международным терроризмом и транснациональной организованной преступностью.

- Служба «Н», основной задачей которой является организация борьбы с контрабандой наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ и прекурсоров. В ее составе -4 отдела:

1. оперативно-информационный, аналитический и организации методического обеспечения борьбы с контрабандой наркотиков;

2. оперативной разработки преступных групп и каналов контрабанды наркотиков;

3. международных и межрегиональных операций по борьбе с контрабандой наркотиков;

4. организации кинологической службы.

- Оперативная служба, основной задачей которой является организация работы по управлению рисками. Эта служба состоит из 4-х отделов: контрольного, оперативного, аналитического и регионального.

В прямом подчинении начальника Главного управления находятся:

- отдел оперативных учетов;

- отдел оперативного делопроизводства;

- отделение защиты государственной тайны.

Основные задачи Управления собственной безопасности направлены на обеспечение эффективного функционирования таможенных органов и нейтрализацию внешних и внутренних угроз и факторов, влияющих на их деятельность. Начальник УСБ имеет первого заместителя и трех заместителей - руководителей служб: оперативной службы, службы оперативного обеспечения и службы специальных программ. Все иные подразделения УСБ находятся в подчинении начальников соответствующих служб.

Управление таможенных расследований и дознания осуществляет организацию деятельности таможенных органов в сфере расследований преступлений и административных таможенных правонарушений, относящихся к компетенции таможенных органов. У начальника УТРД - 4 заместителя, в том числе один - первый заместитель. В структуре Управления имеются отделы организации таможенных расследований; организации дознания; методологии применения законодательства; расследования дел особой важности; криминалистики; международных поручений и другие, а также отделение делопроизводства.

На уровне региональных таможенных управлений (РТУ) имеются подразделения, осуществляющие ОРД: оперативные таможни, возглавляемые первыми заместителями начальника РТУ, и службы собственной безопасности, возглавляемые заместителями начальника РТУ. Функции, связанные с дознанием и расследованием административных таможенных правонарушений, возложены на соответствующие подразделения оперативных таможен.

В таможнях функционируют оперативно-розыскные отделы, отделы и отделения по борьбе с особо опасными видами контрабанды и контрабандой наркотиков, отделы дознания, отделы административных расследований, подчиненные первому заместителю начальника таможни по правоохранительной работе, а также отделы собственной безопасности.

Таможенные посты, склады временного хранения и другие объекты таможенной инфраструктуры находятся в оперативном обслуживании сотрудников оперативных подразделений таможенных органов, осуществляющих деятельность по борьбе с контрабандой и обеспечивающих собственную безопасность таможенных органов.

Рассматривая вопросы управления правоохранительными подразделениями таможенных органов, необходимо отметить, что они находятся в двойном подчинении:

1) в непосредственном и прямом подчинении руководителя таможенного органа (ФТС России, начальника РТУ, начальника таможни), имеющего в своей организационно-штатной структуре оперативное подразделение;

2) вышестоящему начальнику оперативного подразделения таможенного органа по линии курирования.

Именно таким образом достигается максимальный эффект использования сил и средств правоохранительных, в том числе оперативно-розыскных, подразделений таможенных органов, а также их взаимодействия с функциональными подразделениями таможенного органа с целью повышения эффективности таможенного контроля.

Взаимодействие с иными правоохранительными органами России и зарубежных стран


Таможенные органы Российской Федерации в целях решения задач таможенного дела взаимодействуют с иными правоохранительными органами и другими государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами.

Взаимодействие с МВД, ФСБ, ФСКН направлено на предупреждение, раскрытие и расследование преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности, пресечение незаконного вывоза и ввоза в РФ оружия, наркотиков, валюты и культурных ценностей, выявление причин и условий, способствующих совершению подобных правонарушений.

Основными принципами взаимодействия являются:

Работа по взаимодействию строится на основании действующего законодательства и межведомственных нормативных актов.

Взаимодействие развивается в следующих направлениях:

- разработка на основе анализа оперативной обстановки и проведение совместных мероприятий по предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений в данной сфере (контролируемые поставки);

- обмен информацией об источниках и каналах незаконного поступления на внутренний рынок, а также о возможном вывозе за рубеж оружия, наркотиков, валюты, культурных ценностей и сырьевых ресурсов, крупных партий промышленных изделий и товаров народного потребления;

- выявление лиц, занимающихся перемещением через государственную границу РФ предметов контрабанды, нарушающих порядок проведения внешнеэкономических операций,

- осуществление совместных мер по документированию их преступной деятельности;

- проведение совместных совещаний и обобщение итогов проделанной работы, подготовка предложений по совершенствованию совместной деятельности.

МВД РФ и его подразделения на местах проводят оперативно-розыскные и иные мероприятия в среде потребителей и сбытчиков наркотиков, спекулянтов валютой и культурными ценностями.

Информируют таможенные органы и ФСБ:

- о лицах, подозреваемых в причастности к совершению контрабандных сделок и незаконных внешнеэкономических операций, о фактах их подготовки;

- о появлении в незаконном обороте на внутреннем рынке наркотиков иностранного производства;

- о случаях хищений культурных ценностей из музеев, частных коллекций, церквей и иных мест с подробным описанием и фотографиями похищенного.

ФСБ оказывает содействие в организации контроля за объектами оперативной заинтересованности органов внутренних дел, ориентируют о возможных каналах поступления наркотиков в РФ, фактах контрабанды в другие страны, связях лиц, привлекаемых к уголовной ответственности за подобные правонарушения.

Таможенные органы представляют возможность изучать материал сотрудникам МВД и ФСБ о ввозе и вывозе товаров, участвуют в совместных оперативно-розыскных мероприятиях. Сообщают органам МВД и ФСБ о фактах задержания предметов, запрещенных к ввозу/вывозу, о лицах задержанных за перевозку наркотиков, о выявленных в ходе таможенного контроля каналах сбыта на территории РФ оружия, наркотиков, способах их маскировки при перевозке.

Координация взаимодействия при решении вопросов организации борьбы с преступностью в данной сфере возлагается на специально создаваемые совместные рабочие группы.

Благоприятную перспективу в борьбе с таможенными правонарушениями оказывает развитие сотрудничества с таможенными органами зарубежных стран. Организуются совместные программы по обучению и обмену опытом, также проводятся международные контролируемые поставки и другие ОРМ.
  1   2   3   4   5   6   7   8


Раздел 1. Основы аналитической и организационной работы по выявлению и пресечению таможенных правонарушений
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации