Лекции - Контроль и ревизия - файл n1.doc

Лекции - Контроль и ревизия
скачать (205 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc205kb.01.06.2012 11:13скачать
Победи орков

Доступно в Google Play

n1.doc


  1. Контроль как функция управления

В условиях рынка сформировалось два вида контроля:

1.государственный и финансовый контроль,

2.независимый контроль аудит.
Контроль в государственной сфере предполагает систему проверки и оценки исполнение законов нормативных актов

Коммерческие организации подвергаются контролю как заинтересованные лица прежде всего как для самооценки эффективности бизнеса. И только во вторую очередь аудит отвечает интересом государственного регулирование экономических процессов.

Финансовый контроль осуществляется на многих уровнях:

1.федеральный (исполнительный уровень):

- Минфин: федеральная налоговая служба, росфиннадзор.

- антимонопольная служба

- таможенный комитет

- мвд

- министерство – контроль подведомственных организаций.
2.законадательный уровень:

-счетные палаты на всех уровнях государственного устройства
В отличие от аудита задачи госконтроля являются:

1.проверка сохранности государственной собственности, которая выделенная бюджетным организациями и п\п в оперативное управление.

2.оценка целевого использование средств бюджета.

3.оценка эффективности использование финансовых ресурсов, в том числе для достижение конечного результата.
Всем бюджетным организациям на ссуды выделяемых средств ?? государственный заказ.

4.в последнее время предполагается внедрение новых форм контроля, в том числе аудит эффективности. Позволяющий оценивать не только движение финансовых ресурсов , но и принятие управленческих решений.
Итогами контроля могут быть:

1.репресивные меры

- освобождение от занимаемых должностей руководителей

- возбуждение уголовного дела о постановление прокуратуры

- возмещение ущерба в рамках трудового кодекса, (в размере среднемесячного заработка)

2.санкции в отношение организации:

-уменьшение финансирование по кодам КОСГУ.

-наложение штрафов в части внебюджетных доходов.

Финансовый контроль экономической деятельности проводится в отношении казенных учреждений (оборона, МВД и т.д.), автономных учреждений, бюджетных организаций и государственных и муниципальных п\п, госкорпорация. Остальные виды организации или п\п проверяются только аудиторами.

Отличия аудита и финансового контроля


Кто является учредителем контрольного органа.

Независимая организация, собственниками являются руководителями фирмы.
Источник финансирования

Услуги аудита предоставляется з\п
Нормативное регулирование деятельности

Аудит руководствуется специальным законом об аудите и стандартами


Цель контроля

Аудиторы выражают независимое мнение о достоверности бухгалтерской отчетности.
Итоги контроля оформляются:

Аудит оформляется актом или отчетом. Обязательный аудит оформляется аудиторским заключением. Содержит рекомендации
Подписание актов и заключения.

Документы аудита подписывают только аудиторы. Возражение и несогласие с действиями аудиторов устраняются в ходе проверки. Акт ревизии подписывают стороны в случае разногласии оформляется протокол разногласий.
Использование итога контроля в уголовном законодательстве.

Уголовное дело возбуждается по экономическим преступлениям только на основании акта контроля.
Оплата услуг

Аудит оплачивается в пределах договора


Сроки контроля за устранение нарушений.

Аудит не предусматривает обратной связи. При аудите в следующем году отмечаются нарушения без указания, что они повторяются.



1. Учредителями контроля является государственные органы, министерства, ведомства, законодательные органы.


Органы контроля финансируются из общего бюджета.


Органы финн контроля не имеют специальных стандартов или регламентов и руководствуются общим законодательством.
Контролеры ревизоры должны оценить сохранность собственности и целевое использование бюджетных средств.
Финансовый контроль оформляется в виде акта и предписания; в идее акта и приказа об устранении нарушения, которые носят обязательных характер.

Уголовное дело возбуждается по экономическим преступлениям только на основании акта контроля.


Работникам финансового контроля выплачивается з\п из соответствующего бюджета.

По результатам ревизии устанавливается срок до одного месяца для предоставлении информации по принятым мерам.



  1. Принципы финансового контроля

Принципы финансового контроля.
Законность

Объективность

Независимость

Гласность

Тайна контроля

Сбалансированность

Ответственность

Координация

Эффективность

Обязательность

Системность

Законность. Контролера обязанность осуществлять деятельность в рамках законодательства и оценивать факты с позицией законодательства

Объективность. Контролеры должны исключить корысть, предвзятость зависимость. Все факты нарушений должны быть подтверждены документами и ссылками на нормативные акты. Не допускается эмоциональная оценка фактов и действий.

Независимость. Контролеры должны избегать давление на принятие решение, в том числе при помощи льгот и дополнительных платежей .

Гласность. Результаты контроля должны быть отражены на собрании работников, опубликованы в СМИ. Допускается оформление объявление на кабинете, где сидят ревизоры следующего содержания. «внимание идет ревизия».

Сохранение тайн. Ревизор контролера не могут разглашать информацию о третьих лицах устно(могут обвинить в клевете). Передавать информацию третьем лицах.

Сбалансированность. От органов нельзя требовать действий не входящих в их компетенцию. То есть не обеспеченных законодательно и материально.

Ответственность. Ревизоры несут административную, гражданскую, дисциплинарную ответственность за неквалифицированную проведение проверки.

Координация. Во избежание повышенной нагрузки на организацию, контролирующие органы обязаны координировать свои планы. Например налоговая проверка должна быть один раз в три года. Контрольно-ревизорное управление обязано проводить проверку один раз в три года. На территории координаторам работы может быть счетная палата.

Эффективность. Выражается в соотношениях суммы выявленных нарушений к расходам на содержание контролеров.

Обязательность. Деятельность организаций должна быть проверенная с определенной периодичностью. Чем чаще проверки, тем меньше размер потерь и недостач.

Системность контроля. Внешний контроль(в рамках налогового и бюджетного кодекса) может быть успешным только при наличии надежной системы внутреннего контроля.

  1. Виды финансового контроля

По субъектам проверки различают следующие виды:

1.государственный

2.муниципальный

3.внутренний

4.независмый

5.общественный.
По времени различают

1.текущий

2последющий

3.предварительный
По полноте охвата:

1.комплексный. В комиссии включены различные специалисты

2.тематический. проверяется один вопрос. Например- сохранность денежных средств.

3.сплошной. применяется при проверки денежной операции и в случаях обнаружения недостач, хищение, потерь. В остальных случаев документы проверяются выборочно за месяц или квартал или в процентах от объема документов. (лицевые счета по з\п 10-15%)
По применяемым методам:

-документальный

-фактический
По оформлению результатов:

-Акт ревизии

-отчет о проверки

-справка проверки
Основными методами контроля являются:

-проверка

-обследование

-надзор

-анализ

-наблюдение

-ревизия

  1. Государственный финансовый контроль

Внутренний финансовый контроль.
На каждом п\п разрабатываются в рамках трудового кодекса правила внутреннего распорядка. Каждое распределение распределяет работу между сотрудниками это фиксируется в регламенте и в должностных обязанностях. В рамках учетного процесса внутренний контроль регулируется приказом «учетная политика», в том числе соблюдение графика оборота и проведение инвентаризации.

Рабочим аппаратом в небольших организациях является бухгалтерия в остальных случаях создается ревизионная комиссия имеющая утвержденный план на год, члены комиссии на период проверки освобождаются от работы. За ними сохраняется средний заработок. Председатели комиссии можно установить оплату на уровне главного бухгалтера.

В крупных организациях создаются службы или отделы внутреннего контроля(аудита).

Направление деятельности внутреннего контроля:

1.проверка соблюдение трудовой дисциплины.

2.проверка финансовой дисциплины. В том числе авансовых отчетов, экономии денежных средств, заключении контрактов.

3.участие в ежегодных инвентаризациях.

4.изучение документов на предмет соответствия нормативным актам.

5.использование в учете изменений в законодательстве.
Методы контроля могут применятся различные, в том числе как при аудите и ревизии. Эффективность контроля обусловлено подчинением руководителю(только не главному бухгалтеру), а так же возможностью исправить обнаруженные ошибки до прихода контролеров.

Например. Если организация самостоятельно исправит ошибку по налогам то она не выплачивает штрафные санкции. Экономия 10% от суммы налогов.
Бюджетный финансовый контроль.
В рамках государственного финансового контроля рассматриваются два направления.

1.бюджетный финансовый контроль

2.налоговый финансовый контроль.
Бюджет – основное звено финансовой системы, выражает отношения по поводу формирования использования фонда денежных средств для финансирования функций государства и местных органов власти.

Существует принцип единства бюджетной системы. Это означает, что учет и контроль, а так же ответственность осуществляется по всем видам бюджета одинаково. Принцип доходов и расходов бюджета означает, что в составе каждого бюджета утверждены организации администраторы доходов. Которые отвечают за их учет и контроль.

Загс отвечает за внебюджетные доходы от оказания дополнительных услуг населения.

Разграничение доходов означает, что каждое учреждение или организация могут получить финансирование из бюджета на основе бюджетных осознований и лимитов бюджетных обязательств, только если эти расходы предусмотрены в соответствующем бюджете.

При проверки использования средств отмечается обоснованность или необоснованность их получение из бюджета. Кроме нарушения бюджетного законодательства может быть нарушение налогового законодательства. Бюджетное финансирование налогом не облагается, но финансовая помощь бюджета облагается.

В рамках бюджетного кодекса различные контролеры проверяют целевое использование средств. Например: средства выделенные по коду 310 – приобретение ОС, а использование на ремонт -225. Организации могут закупать имущества и услуги только в рамках законного ФЗ. При проведении торгов и соблюдение ограничений.
Принципы самостоятельности бюджета. Означает, что организация не имеет дополнительных источников приобретения, может уплачивать штрафы только за счет соответствующего бюджета. И наоборот. Автономно некоммерческие организации используют на уплату штрафов только свои средства.
Бюджетная организация не имеет права брать кредиты, некоммерческие автономнее организации обязаны отвечать долгам своим имуществам.


Основные организации осуществляющие бюджетный контроль.

1.вариант. вышестоящие организации – это главные распорядители и распорядители бюджетных средств.

2.контрольно-ревизионные органы комитета финансов (исполнителя соответствующего бюджета).

3.федеральное казначейство

4.росфиннадзор (только федеральная организация)
1.Главный распорядитель для ФИНЭКА это министерство образования рассматривает и утверждает финансовые планы (смету).

План состоит из двух частей:

-финансирование в рамках госзаказа

-финансирование внебюджетной деятельности.

Суть контроля – все статьи плана организация обязана защитить по объему и нормативу.

2.Комитеты финансов проводит проверки ревизии целевого использования средств бюджета один раз в 3 или 5 лет.

3.федеральное казначейство осуществляет предварительный и текущий контроль при исполнении заявок на перечисление бюджетных средств.

В заявке в электронном виде присоединяются копии документов подтверждающие факт сделки или принятие в бюджетных обязательств. Это контроль по форме во всех документах текст должен соответствовать коду бюджетной классификации.

Например: код 221 – услуги связи

Покупка аппарата - 310

Ростфиннадзор осуществляет ревизию раз в 3 года. Акт ревизии отправляется в вышестоящие организации.

  1. Приемы и методы документального контроля

В течении 20 лет блокируется принятие специально закона о контрольно-ревизионной деятельности. До сих пор за основу деятельности ревизоров министерств и ведомств взяты методические рекомендации разработанные для своих структур счетной палатой России и росфиннадзором Минфина России. Поэтому часть методов взята из прошлого опыта и часть методов взята из стандартов аудита.

1.Арифметический пересчет. Ревизоры пересчитываю итоги документов; проверяют соответствия данного аналитического и синтетического учета; проверяют правильность расчетов; и составляют альтернативные балансы. Например: при ревизии полноты оприходование хлебобулочных изделий был составлен баланс движения муки и готовой продукции. Учитываю массу притока определяется неучтенная часть готовой продукции.

2.сопоставление. Одна операция сопоставляется по различным документам. Как и в аудите составляется аналитическая ведомость, и данные из разных документов выписывают за определенный период. Полученные отклонения оценивают на основе инструкции и законодательства. Например: проверка своевременности и полноты оприходование денег в кассу полученных со счетов в банке.


Денежные средства

Выписка банка

Приходный кассовый ордер

Номер

Дата

сумма

Номер

Дата

сумма

Номер

Дата

сумма

125125

15.02.11

10.000

135

15.02.11

10.000

134

15.02.11

1.000

135135

25.02.11

50.000

135

25.02.11

50.000

278

28.02.11

50.000

Вывод по таблице.

Установлено, что деньги, полученные в банке 15 февраля, оприходованы в кассу не полностью. Разница составила 9.000р. деньги в сумме 50.000 полученные в пятницу оприходованные в кассу только в понедельник. Требуется объяснение кассира.

При проверке отчетов за различные периоды способ сопоставления позволяет подтвердить принцип преемственности показатели отчетности.

Пример 1.

Данные баланса за 2010 год графа на конец периода должны равняться данным баланса с данными за 2011 год по графе на начало периода. Имеющиеся расхождения могут быть связанны с некомпетентностью главного бухгалтера или хищением активов. Примечание все изменения в балансе до собрания собственников должны отражаться оборотами за декабрь прошлого года.

Пример 2.

Остатки журнала ордера №6 по счету 60 за декабрь должны равняться остаткам по счету на январь. Вывод: если остаток уменьшается по дебиту и кредиту на одинаковую сумму, то необходимо проведение расчетов инвентаризации с поставщиками. Остаток по дебиту счету 60 означает авансы перечисленные поставщику. Остаток по кредиту означает получение имущества и услуг.

3. прослеживание.

Один из принципов учета гласит: что каждая операция должна быть отражена в бухгалтерском балансе. Ревизор выборочно прослеживает записи в документах с момента приобретения до момента выбытия денежных средств и имущества. Например: кондитерская фирма закупила 10 км водопроводных пруд и в течении месяца смонтировала водопровод. Что бы доказать нереальность данной операции ревизор должен проследить:

1.факт проведения труб на склад подтвержденным штампом и подписи поставщика.

2.Необходимы документы по транспортировки груза.

3.изучаются акты выполненных работ.

4.в случае споров с привлечением экспертов проводится вскрытие трассы, для подтверждения факта выполненных работ.
4.Анализ хозяйственной финансовой деятельности. Позволяет выявить отклонение в запасах в денежных средствах по периодах, а так же в сопоставлении с нормативами. Например: расход сырья и начисления з\п сопоставляется с объемами производства продукции. Это позволяет:

1.выявлять применения устаревших норм.

2.помогает выявлять факты списания потерь от порчи и недостачи материалов на затраты производства.

3.Позволяет установить факты начисление з\п за невыполненные объемы работы.
5.изучение документов по формальным признакам:

1.все реквизиты в документах должны быть заполнены, при отсутствие данных заполняются прочерком.

2.номер документа должен соответствовать журналу регистрации.

3.дата должна соответствовать периоду. Например: чек на оплату авто от 11 января, предъявлен бухгалтерию 17 февраля. Вывод: дату необходимо сопоставить с приказом об утверждении перечни сотрудников имеющие право совершать покупки за наличный расчет. Где записано отчет о командировки в течении 3х дней, а отчет о покупки до одного месяца.

4.изучение цвета документа.

5.изучение по форме.

6.изучаем наличие подписи. Правилами внутреннего контроля или отдельным приказом установлен перечень должностных лиц имеющих право подписи и перечень документов, которые они могу подписывать.

7.наличие исправлений. Все исправления должны быть оговорены. В денежных документах исправления не могут быть.

8.проверятеся исправления методом красная сторно. Данного способа на западе нет. Он позволяет отменять ранее совершенные операции. Например: в марте 2010 года совершена операция - 10-60-10.000. в феврале 2011 года на основании бухгалтерской справки оформлена запись – 10-60 -10.000. Это не законная операция по двум причинам: 1.кладовщик получил материальные ценности на хранение; 2.исправление не предлагают второго варианта, говоря, что год назад кладовщик не получал материалы.
9.Выявление односторонних записей. Согласно принципам двойной записи одна операция отражается на двух счетах. Следовательно необходимо изучать два документа. Например: из кассы выплачен аванс 5.000р. если первичный документ не разнесен в сводный регистр по второму счету получается односторонняя проводка, которая приводит к потери активов или присвоению.

10.запрос и ответ на запрос. По просьбе ревизора организация оформляет письменный запрос для подтверждения кредиторской задолженности и дебиторской задолженности. Эффективнее попросить детальный акт сверки расчетов, в котором отмечено отпуск материалов и их оплата.

11.поиск необычных операций. Для этого используется главная книга для изучения корреспонденции счетов. Необходимо помнить, что счета денежных средств должны корреспондировать со счетами расчета. Например: установленная операция 10-51 -50.000. Ревизор по журналу счету 51 устанавливает дату выписки. В выписке по сумме определяет платежный документ. И в поле назначения платежа отмечает кому и за что были перечислены деньги.

12.наблюдение и инспектирование. Эти методы взяты из аудита, используются для контроля распорядка дня для проверки обязанностей работника и его фактической работы. Например: в бюджетной организации низкие оклады, практикуют на должности инженера содержать водителя. Инспектирование направлены на оценку решения руководителя по результатам ревизии данные решения могут быть отменены.

  1. Организация муниципального финансового контроля

Финансовый контроль осуществляют главные распорядители бюджетных средств и комитет финансов: комитет образования, комитет культуры, комитет ЖКХ и другие отраслевые комитеты. Главные распорядители осуществляют предварительный и текущий контроль. В процессе утверждения смет на финансирование учреждений и доведения лимитов бюджетных обязательств. Последующий контроль осуществляют отдел ревизий комитета финансов, он выполняет следующие функции:

  1. Контролирует своевременность совершения операций со средствами местного бюджета.

  2. Контролирует целевое использование бюджетных средств

  3. Обеспечивает необходимую документацию для финансирования платежей.

  4. Проводит ревизии хозяйственно -финансовой деятельности в бюджетных учреждениях.

Постановлением организации района утвержден порядок проведения ревизий и проверок. Ревизоры осуществляют следующие действия.

  1. Проверяют финансовые документы, планы и сметы, проводят инвентаризации материальных ценностей.

  2. Проверяют правомерность и эффективность использования средств бюджета основных средств и материальных ценностей.

В случаи выявления нарушений ревизоры могут направлять материалы ревизии

А. в налоговые органы для наложения штрафов

Б. в правоохранительные органы или прокуратуру по фактам нарушения бюджетного законодательства.

На ревизоров возложена обязанность осуществлять контроль, затем чтобы нарушения были устранены, а ущерб возмещен, в т.ч. добровольно. Ревизоры обязаны от имени комитета финансов направлять организации предписание по устранению выявленных нарушений.

В постановлении администрации комитет финансов наделен следующими полномочиями по возмещению ущерба в случаи гибели имущества или нецелевого использования бюджетных средств.

  1. Комитет финансов оформляет справку – уведомление об изменение росписи расходов и лимитов бюджетных обязательств на сумму средств использованных не по целевому назначению. Например: организации выделено из бюджета на приобретение ОС 100000 руб. код КОСГУ 310. Средства использованы на приобретение строительных материалов код КОСГУ 340. Комитет финансов уменьшает финансирование по коду 310

  2. Комитет финансов имеет право в бесспорном порядке списать средства бюджета подлежащих возврату в бюджет срок возврата которых истек (речь идет о бюджетном кредите).

  3. Рпп

  4. Комитет финансов начисляет пени за несвоевременный возврат

  5. Выносит предупреждение руководителям органов самоуправления и получателей бюджетных средств о ненадлежащем исполнение бюджетного процесса.

  6. Составляет протоколы, являющиеся основание, для наложения административных штрафов.

Представление комитетов финансов оформляется в месячный срок подле подписания акта ревизии. Постановление по результатам ревизии оформляется в 4х экземплярах, регистрируется в журнале и передается руководителю проверяемой организации лично под расписку. В случаи отклонения от получения постановления оно отправляется по почте заказным письмом. Проверяемая организация в течение 5 рабочих дней может предоставить объяснение или разногласие. При отсутствии разногласий комитет финансов в течение 2х дней передает инкассовое поручение на бесспорное взыскание средств в доход бюджета. Если в течение месяца инкассовое поручение не исполнено или исполнено частично комитет финансов отзывает поручение и направляет документы в службу судебных приставов для ареста продажи имущества для покрытия расходов согласно постановлению.


  1. Ревизия как вид внешнего муниципального контроля

Наиболее эффективной формой контроля является ревизия. Одел ревизии комитет финансов планирует свою деятельность. План работы предусматривает ревизии муниципальных образований и предприятий не более 1 раза в год и не реже 1 раза в 5 лет. Данный план утверждается председателем комитета финансов. В большинстве случаев ревизии носят комплексный характер, т. е в ней участвую следующие работники комитета: ревизор, бухгалтер, юрист, специалисты отделов расходов и доходов. Ревизоры могут проводить внеплановые ревизии и проверки по 2м основаниям

  1. На основании поручений главы района

  2. При наличии мотивированных обращений правоохранительных органов.

Ревизоры кроме ревизий и проверок обязаны осуществлять

  1. Сбор информации по осуществлению контроля вообще и в т.ч. внутренними ревизионными комиссиями

  2. Ревизоры оказывают методическую помощь бухгалтерам бюджетных организация

  3. Рассматривают письма и жалобы относящиеся к компетенции отдела

  4. Ревизии и проверки проводиться бесплатно.

Комитет финансов и ревизоры лишены права зарабатывать деньги при проведение ревизий и проверок в т.ч. и коммерческий организаций. Согласно положения об отдела ревизии предусмотрены следующие затраты времени на проведения ревизии и проверок.

  1. Проведение комплексной ревизии 30

  2. Проведение тематической проверки 4-5 дней

  3. Проведение инвентаризации до 3х дней

  4. Проверка состояния бух учета от 3х до 5 дней

Учитывая, что ревизии можно проводить не чаще 1 раза в 5 лет планируется численность ревизоров и количество ревизий на 1го ревизора в год. Плановая нагрузка не более 8 ревизий.

Решение о назначение ревизии оформляется в виде приказа комитета финансов. В нем указаны сроки и состав комиссии. Приказ подтверждает полномочия комиссии.

Ревизор составляет программу в которой указывает перечень вопросов процедуры и методы проверяемые документы и нормативную базу. Например: проверка обоснованности расходования бюджетных средств. Процедуры: документальная проверка, арифметический пересчет, анализ. Проверяемые документы: смета расходов и уведомление о бюджетных обязательств. Нормативная база: бюджетный кодекс и инструкция по бюджетному учету.

Перед началом ревизии ревизоры знакомят с программой проверкой руководство проверяемой организации. Ревизия проводится только с разрешения руководителя.

Обязанности руководителя проверяемой организации:

  1. Предоставить отдельное помещение для ревизоров и ключ от помещения чтобы ограничить доступ самих работников организации.

  2. Обеспечить предоставление всех документов и сведений

  3. Обеспечить беспрепятственный доступ ревизорам в помещение и на территорию организации

  4. Организовать проведение выборочной инвентаризации

А) издать указ о проведение инвентаризации

Б) обеспечить или освободить от основной работы членов инвентаризационных комиссий

Инвентаризация начинается с наличных денежных средств, чтобы использовать фактор внезапности в ходе ревизии изучаются документы по разделам учеты, если в ревизии участвуют несколько ревизоров составляется, план-график ревизии, в котором указывается проверяемый вопрос, ФИО ревизора и даты проведения поверки. Если в ходе ревизии установлены факты эк. преступления составляется промежуточный акт ревизии. Документы, подтверждающие преступление копируются подлинники ревизор не имеет право изымать, поэтому по его требованию руководитель должен обеспечить сохранность даны документов. Акт ревизии подписывается в течении 5 рабочих дней при наличии разногласий они оформляются отдельно, а в акте подпить оформляется «с разногласиями и подписями».

Анализ практики муниципального контроля показывает, что контроль находится в стадии становления и отмечаются нарушения по начислению з/пл. учету материальных ценностей. Однако главная цель ревизии проверка не целевого использования бюджетных средств не достигается.


  1. Совершенствование нормативных актов финансового контроля

На протяжение 20 лет не решен вопрос о принятие закона о государственном финансовом контроле. Проект такого закона подготовлен 10 лет назад. Представители счетной палаты настаивают на создание единой системы гос. контроля с целью распределения полномочий и сферы деятельности между внутренними и внешними….

В бюджетном послании президента поставлена задача использовать гос. Контроль как основу принятия конкретных управленческих решений. Недостатками контроля являются

  1. Отсутствует картина использования бюджетных средств

  2. Ревизии не обеспечивают полноту проверки всех средств, последовательные проверки во времени периодичности проверок

  3. Результаты контроля различных ведомств не используются друг другом.

  4. Отсутствует гос статистика итогов ревизионной деятельности многими ревизорами. Общие суммы нецелевого использования средств неизвестны.

  5. Ревизии не помогают устранять финансовые нарушения

В России существует около 90 контролирующих органов, результаты деятельности которых носят служебный характер. Ревизоры различных органов часто проверяют и трактуют одни и те же события, однако в отношения нарушителей их действия не эффективны.

В связи с этим в последние 2 года в бюджетной сфере предлагается внедрить аудит эффективности, это проверки с целью определения эффективности использования бюджетных средств при решении задач возложенных на организацию. Инициаторы внедрения аудита эффективности доказывают, что эк эффективность использованию бюджетных средств означает достижения результата с наименьшими затратами. Примером данного подхода является сокращение расходов на покупку материалов и услуг через систему электроны торгов. Торги выигрывает поставщик, предлагаемый наименьшую цену.

Практики из счетной палаты отмечают, что эффективность ревизионной работы во многом зависит от законодательства положения законов противоречат друг другу и не позволяют использовать эк рычаги по воздействию на нарушителей. Действие ведомственных ревизоров наименее эффективны, так как более реален сговор между руководителями вышестоящих и нижестоящих органов власти. Необходимо четко разделить полномочия в бюджетном кодексе между различными бюджетами.

Счетная палата предлагает использовать международные стандарты аудита при организации гос контроля. При этом отстаиваются приоритеты организаций внутреннего контроля авторы концепций считают что хорошо и эффективно работающий внутренний контроль сократит расходы на реви и проверки.


  1. Методы фактического контроля

В отличии от документального, методы фактического контроля позволяют использовать количественные и суммовые показатели для изучения активов предприятия. Инвентаризация позволяет проверить качество бух учета организации. Если в ходе инвентаризации обнаружены неучтенные материальные ценности, значит отсутствует организация учета на данном участке.

Проверка операций в натуре. Используется при сопоставлении документов поставщиков, накладных на поступление продукции из цеха, актов на ввод объектов в эксплуатацию с материалами и объектами в натуре. Например, начислена з/п за металлическое ограждение вокруг здания администрации 50000руб. Ревизор должен убедиться в наличии ограждения и привлечь эксперта для выдачи заключений: возможно ли изготовление ограждения в условиях данного производства.

Проверка фактов по конечной или заключительной операции. Данные методы рекомендуется использовать для экономии времени, чтобы не изучать весь массив документов.

Лабораторные анализы применяются по требованию ревизора, когда невозможно определить качество продукции.

Экспертная оценка. Например, ревизор подозревает, что объем фундамента здания завышен и получена лишняя з/п. Для подтверждения гипотезы привлекается инженер-строитель, который в различных местах делает шурфы о определяет глубину, ширину и объем фундамента.

Контрольный запуск сырья используется для проверки применения норм использования сырья и выхода готовой продукции.

Контрольный обмер применяется для оценки незавершенного производства.

  1. Финансовый контроль на законодательном уровне

При каждом бюджете в составе законодательных органов учреждены счетные палаты. Счетная палата Новгородской области осуществляет свою деятельность на основании закона о счетной палате Новгородской области.

Работа палаты проводится на основе квартальных и годового плана работы. План формируется на основе:

    1. Запросов депутатов области

    2. Обращения губернатора области

    3. Запросов органов прокуратуры и правоохранительных органов

Счетная палата проводит внешний аудит исполнения бюджета по доходам и расходам. Палата проводит ревизии и осуществляет экспертизу муниципальных и городских бюджетов в составе области. В 2009г. Палатой проведено 55 ревизий и 137 экспертиз. В ходе контроля выявлены нарушения законодательства в расходовании бюджетных средств на сумму 279 млн.руб.

Для принятия мер по устранению нарушений руководителю организации направляется представление. В результате принятых мер:

    1. В областной бюджет возвращены средства, использованные не по целевому назначению 417 тыс.руб.

    2. Начислены дополнительные доходы в бюджет 2715тыс.руб.

    3. Взыскано и перечислено в городской бюджет задолженности по бюджетным кредитам 5млн.руб.

Отчеты палаты направляются Администрации области, главам муниципальных районов и главным распорядителям бюджетных средств..

По заданию счетной палаты РФ проводятся совместные проверки по программам софинансирования бюджетных расходов. Например, Счетная палата участвовала в совместном предприятии аудита эффективности использования медицинского оборудования.

Счетная палата имеет большой опыт контрольно-ревизионной работы, поэтому на нее возлагается обязанность по методическому обеспечению всех ревизоров министерств и ведомств. К сожалению, разработанные Счетной палатой документы до настоящего времени не притворились или не превращены в закон о ревизионной деятельности.
Контроль за использованием средств федерального бюджета.

Федеральная служба финансового бюджетного надзора создана при Минфине РФ, имеет территориальные управления в 89 регионах.

В 2009 сотрудниками Новгородского управления проведено 65 проверок, в 42 которых были выявлены нарушения.

В структуре выявленных нарушений финансовые нарушения составили 8%. Нецелевое использование бюджетных средств составило 3 млн.руб. Нецелевое использование выявилось при сопоставлении фактического расхождения средств с условиями и целями его получения(расходования средств по другому коду) .

Неэффективное использование средств составило 126млн. это в 45 раз больше, чем было выявлено в 2009 году. Факты нарушений связаны с получением средств федерального бюджета и не использованием средств областного бюджета. Кроме того, это связано с неэффективным использованием федерального имущества:

Неправомерное расходование денежных средств и материальных ценностей составило 30,4млн.руб. и выросло, по сравнению с 2009, в 10 раз. Данное использование средств связано с образование необоснованной ДЗ, в т.ч. авансовых платежей сверх установленного размера.

Оплата фактически не выполненных работ, нарушение сведений государственных закупок(нарушены положения закона 94ФЗ).

Факты переплаты з/п. в проверяемые учреждения направлено 55 представлений о ненадежности исполнения бюджетного процесса и 27 предписаний по устранению выявленных нарушений на сумму 13 млн.руб. Данные предписания представляют возмещение и наказание виновных лиц.

В 2010 году устранены нарушения законодательства на 14,7 млн.руб. или в размере 7% от общей суммы выявленных нарушений.

Управлением составлено 3 протокола об административных правонарушениях на сумму 203 тыс.руб., наложены и взысканы штрафы в размере 84тыс.руб.

В 2010 переданы материалы ревизии в прокуратуру Новгородской области и военную прокуратуру 68 актов ревизий. 1 акт ревизии передан в управление Федеральной антимонопольной службы.

Прокуратурой по материалам ревизий вынесено 3 представления об устранении нарушений бюджетного законодательства.
Права и обязанности РосФинНадзора утверждены приказом Минфина РФ в 2007 году как административный регламент работы РосФинНадзора. Регламент устанавливает, что сотрудники управлений осуществляют проверки и ревизии в соответствии с планом работы, ревизии подвергаются учреждения, финансируемые из ФинБюджета. Ревизия может проводиться не чаще 1 раза в 3 года. Срок проведения ревизии не может превышать 45 рабочих дней. Срок может быть продлен до 30 рабочих дней в случае приостановления ревизии. За 5 дней до прекращения работы ревизора направляется письменное уведомление руководителю проверяемой организации.

Сотрудники не имеют права изымать подлинники документов. По результатам проверки составляется справка или акт ревизии в трех экземплярах. Акт подписывают руководитель группы, директор и главный бухгалтер. В течении 5 дней акт должен быть подписан. При наличии возвращений работники управления обязаны дать заключения на разногласия в течении 30 рабочих дней.

Ревизоры имеют право направлять материалы ревизии в вышестоящую организацию, прокуратуру в том числе, для возбуждения уголовного дела.

  1. Порядок проведения ревизии

Как и в аудите, перед началом ревизии составляется план или программа ревизии. В них перечисляются вопросы, указывается проверяющий и нормативные документы, на основании которых ведется учет.

Как правило, ревизию проводят несколько человек, распределяются обязанности между ними, составляется график ревизии. Он позволяет завершить проверки ревизором, согласовать материалы справок и предоставить их для включения в общий акт. Например, ревизия проводится с 1 по 31 марта. Ревизор Петров проверяет учет денежных средств в период с 1 по 5 марта и выдает справку руководителю 9 марта. Руководитель 26 марта оформляет акт проект-приказа к 31 марта, к моменту ухода с объекта он должен иметь на руках подписанный акт и приказ по предприятию.

В ходе ревизии планируется раз инвентаризаций, в т.ч. внезапная инвентаризация кассы

Ревизия денежных средств проводится сплошным порядком, остальные вопросы проверяются выборочно.

При подозрении, что подлинники документов могут быть уничтожены, ревизор может сделать копии документов, заверенные в установленном порядке.

При описании нарушений, ревизор не должен давать оценки и излагать эмоционально, типа «в результате кладовщик Петров украл 10000 рублей» - «Следует указывать, на основании пункта инструкции, отсутствуют подпись материально-ответственного лица. В результате потери составили 10000 рублей». К акту прилагаются копии документов и аналитические таблицы. Акт состоит из 3 невыделенных частей. Во вводной части указывается место ревизии, дата составления акта, реквизиты ревизора и реквизиты проверяемой организации. Обязательно указывается директор и глав бух, т.к. они несут основную ответственность за финансово-хозяйственную деятельность.

В акте ревизор указывает об устранении нарушений, отмеченных предыдущей ревизией. В основной части приводится описание действий ревизора, с использованием различных процедур.

Ревизор, как и аудитор подтверждает остатки и законность совершенных операций. В заключительной части обобщаются факты нецелевого расходования средств, их нецелевого использования, со ссылками на нормативные документы.

ПРИНЯТИЕ МЕР ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РЕВИЗИИ

По итогам проверки оформляется справка или акт ревизии, подписывают ревизор, директор, главный бухгалтер. Акт вручается под подпись директора.

В случае, когда организация отказывается подписывать акт и не предъявляет разногласий, ревизор, в присутствии свидетелей, пытается получить данные подписи. Если это не получается, свидетели ставят об этом подписи. Если кто-то, директор или главный бухгалтер, укрылись на квартире, ревизор привлекает 2х человек из организации и пытается получить подпись должностного лица, в случае отказа, свидетели ставят об этом подписи. В этом случае, акт ревизии отправляется по почте заказным письмом с уведомлением.

Ревизор обязан провести собрание коллектива, на котором сообщить об установленных нарушениях.

Ревизор составляет проект приказа по организации, который руководитель должен подписать. В приказе, в констатирующей части приводится перечень отмеченных нарушений. В приказной части можно выделить 3 раздела:

  1. Виновные лица привлекаются к административной ответственности

  2. Указываются лица, обязанные возместить материальный ущерб

  3. Приводится перечень мероприятий по устранению ошибок в бухгалтерском учете.

Срок для исполнения приказа не должен превышать 1 месяц.

Для принятия мер, ревизоры направляют материалы ревизии в вышестоящую организацию для наложения взысканий на руководителя и уменьшении объемов финансирования. Могут направлять материалы в прокуратуру для возбуждения уголовного дела по экономическим преступлениям. Направлять материалы в налоговую инспекцию для наложения штрафов за превышение лимита остатка денег в кассе и превышения лимита расчета наличными средствами(100 тыс руб). В течение месяца проверенная организации обязана проверить информацию об устранении ошибок.

  1. Контроль и ревизия денежных средств

При ревизии, в первую очередь, проводится внезапная инвентаризация кассы, затем повторяется через 2 недели, чтобы достигнуть внезапности. Ревизор, не должен брать деньги в руки, пересчет осуществляет бухгалтер – член комиссии.

Перед началом пересчета, ревизор визирует??? Денежные документы. Пересчет ведется по номиналу и количественно. Определяется фактическая наличка. Кассир, в присутствии комиссии, составляет отчет, определяется недостача или излишек.

Недостача 94-50 оформляется расходным ордером, излишки 50-91 приходным ордером.

Ревизор осматривает сейф, т.к. ничего личного не должно быть. Обнаруженные деньги также являются излишком.

Ревизор проверяет поступления денег в кассу методом сопоставления:

  1. Деньги, полученные в банке, проверяем сопоставлением – выписка банка, денежная чековая книжка, кассовая книга.

  2. Деньги, полученные от продажи товаров – журнал регистрации ПКО, кассовая книга, отчет материально-ответственного лица, журнал регистрации накладных

  3. Оприходование денег по возмещению ущерба и в оплату за услуги – данные кассовой книги, счет 73, 76

При проверке лимита остатка денег в кассе, в аналитическую ведомость выписываются остатки по кассе за 3 последних месяца и сопоставляются с лимитом. Превышение остатка в 3 дня, в дни аванса и зарплаты, не считается превышением лимита. В случае нарушения лимита налагается штраф через налоговые органы.

При ревизии расхода денег метом арифметического пересчета проверяются все аналитические ведомости по зарплате и другим выплатам. Изучаются основания по бух записи 60-50:

  1. неверная проводка

  2. изучается не нарушена ли сумма превышения лимита 100 000 руб по расчетам с поставщиком в пределах одного договора. В случае превышения лимита налагается штраф через налоговые органы

при проверке банковских операций, ревизор запрашивает справку об открытых счетах в банках. Выписки банка проверяются следующим образом:

  1. отмечается преемственность выписки по датам

  2. преемственность выписки по остаткам

В случае отсутствия выписок по требованию ревизора, организация получает копии.

На втором этапе, в выписках отмечается обоснованность записей платежных документов по № и дате, а также корреспондирующему счету партнера. Ревизор отмечает запрещенные операции в оплату за третьих лиц, т.к. под операцией может скрываться уход от уплаты налогов.

В рамках проверки изучается выборочно содержание платежных документов по наличию обоснований для перечисления денег. Перечисление должно быть с указанием договора, счета(предоплата) или оплата по факту(накладна, счет-фактура, акт выполненных работ). Подлежат проверке операции, по которым предъявлены копии, а не подлинники счетов.

Ревизор также проверяет счета по корпоративным картам, которые выданы подотчетным лицам. Данная проверка сопряжена с проверкой расчетов с подотчетными лицами.

  1. Ревизия расчетов с поставщиками

Ревизор определяет перечень проверяемых организаций по следующим признакам:

  1. ДЗ и КЗ имеют длительный период

  2. Остаток задолженности превышает 100 тыс.руб.

Ревизор запрашивает договора с выбранными организациями и составляет рабочий документ. Наименование организации, дата отгрузки или покупки, сроки расчетов по договору и данные о задолженности по счетам 60 и 76.

ДЗ не может иметь длительного срока 60-51, т.к. на основании счета производится оплата уже отобранных материальных ценностей или достигнута договоренность об их получении. По требованию ревизора, организация оформляет запрос на имя поставщика:

  1. Для подтверждения задолженности

  2. Для ускорения отгрузки

При получении отрицательного ответа организация обязана оформить письмо-претензию поставщику для отзыва суммы перечисленного аванса и пени. Например, организация перечислила поставщику 5 марта 500 тыс.руб. Срок исполнения 10 марта. 25 апреля поставщик уведомил, что не может исполнить договор. Он должен перечислить в адрес плательщика 500 тыс.руб.+пени(500*1/300*8%*46 дней). При этом необходимо сослаться на статью ГК РФ о договорах.

Если поставщик не подтверждает факт получения денег, по требованию ревизора организация обязана обратиться в банк для уточнения прохождения платежа.

При проверке КЗ, сопоставляет данные с оприходованием материальных ценностей на центральный склад.

Грубым нарушением учета является оприходование материальных ценностей напрямую подразделениями, минуя центральный склад. Если материальные ценности получает руководитель подразделения, то на документах делается надпись «транзит».

В случае сомнений, ревизор прослеживает дальнейшее использование поступивших материальных ценностей. Например, организация закупила 1000 м трубы. В течении месяца трубы смонтированы, з/п начислена, но техника не привлекалась. Вывод: по просьбе ревизора оформляется запрос поставщику о фактически отгруженных товарах. Очень эффективна встречная проверка, когда ревизор сам выясняет спорные вопросы у поставщика. В условиях рынка данный прием использовать нельзя из-за понятия «коммерческая тайна».

В документах от поставщика указываются доверенность и работник организации, получивший ценности. Если в накладной нет штампа склада и подписи кладовщика в получении, эти ценности остаются в подотчете данного работника. В ходе инвентаризации возникают излишки, а у работника – недостача.

При проверке журнала регистрации выданных доверенностей, ревизор обращает внимание на наличие бланков подписанный и с печатью. Это может привести к хищениям. Все доверенности, выданные, но не использованные, должны храниться отдельно погашенными чертой по диагонали и с надписью «погашено».

Ревизор предлагает в установленные сроки устранить выявленные нарушения, если обнаружены незаконные операции, то составляется промежуточный акт ревизии, подписывается и вместе с копиями документов направляется в прокуратуру.

  1. Ревизия расчетов с бюджетом

Ревизор должен решить вопрос об ответственности должностных лиц за своевременность перечисления налогов и обоснованность имеющейся задолженности.

За основу берут акт сверки расчетов с налоговой инспекцией, данные счета 68 и документы по дебету счета «денежные документы» и по кредиту счета «декларации по начислению налога».

Ревизор может установить, что организация, являясь налоговым агентом, удерживает из зарплаты НДФЛ, но не перечисляет в бюджет. Если факты на крупную сумму, то материалы ревизии передаются в полицию в управление по борьбе с налоговыми правонарушениями.

Также организация, имея свободные денежные средства, не выполняет обязательства по уплате налогов. Согласно закону о бюджете на очередной год, платежи налогов – первая очередь.

Нарушением является оплата с расчетного счета на основании писем за третью сторону.

Ревизор проверяет обоснованность принятия к вычету НДС, полученного от поставщиков. Для этого методом прослеживания проверяется фактическое использование материалов и услуг. Например, материалы на сумму 10000руб. списаны на ремонт подшефной школы. Ревизор на основании объяснений заведующего складом выяснил данное использование материалов. В учете операция должна отразиться дебет 91,99, кредит 10. Следовательно, НДС в сумме 1800руб необходимо восстановить на расчеты с бюджетом 68-19 красное сторно и списать на прочие расходы 91-19. Это повлечет изменение в налоговую декларацию по НДС, а также необходимо перечислить в бюджет НДС 1800руб + пени.

При ревизии налогооблагаемой прибыли, ревизор выборочно отмечает обоснованность включения затрат в себестоимость продукции. Например, 1)расходы по доставке станка 12000 руб списаны проводкой 25-76. Следовало расходы включить в стоимость ОС.

2)Организация заменила кузов на автомобиле. В тех паспорте зафиксировано изменение функции из пассажирского автомобиль стал грузовым. Сумма затрат списана проводкой 25-60 200000 руб. это ошибка, т.к. операция относится к модернизации объекта и следовало дать проводку 08-60 на 200000 руб. в результате занижена налогооблагаемая прибыль на 200000 руб минус амортизация на дату ревизии.

3) установлено, что 5 марта текущего года куплены цветы на сумму 20000 руб. Составлен акт об украшении кабинета руководителя. Цветы живые 26-76. Данные расходы занизили прибыль, т.к. следовало расходы за счет прибыли 91-76.

У выявленных нарушениях налогового законодательства, информация направляется в налоговые органы для принятия мер, в т.ч. проведения более квалифицированной проверки.

  1. Ревизия расчетов с подотчетными лицами

Ревизор запрашивает нормативные документы, изданные организацией:

  1. Приказ об утверждении перечня лиц, имеющих право совершать покупки за наличный расчет. В приказе сроки предоставления авансовых отчетов – 3 дня, а по хоз покупкам – до месяца

  2. Приказ об установлении размера суточных. Суточные утверждаются в связи с отменой государственных нормативов

  3. Об утверждении перечня лиц, которым дано право приобретать проездные билеты.

При проверке командировочных расходов формально изучаем наличие печатей и название организаций с отметками «прибыл-убыл». Например, главный бухгалтер командирован в Москву для сдачи годового отчета в Минфин. Сумма подотчета 20000руб, имеется отметка «прибыл-убыл» с ЗАО Ритек, сумма расходов к зачету не принимается и взыскивается.

Если в счете гостиницы отдельной суммой выделены расходы на питание, бухгалтер обязан удержать НДФЛ 13%. Если работник предъявляет к оплате счет за телефон во время командировки, бухгалтер оплачивает только служебные разговоры. Транспортные расходы могут быть оплачены только при наличии типовых бланков.

Отдельно проверяются расчеты по хозяйственным операциям. Например, 1)зам директора по АХР купила 100 ящиков для посылок по цене 100 руб за ящик. Накладная ТОО Солнце от 25 марта 2011. Данной формы собственности нет в ГК РФ, поэтому сделка фиктивная.

2) проверяется закуп у частного лица. Холодильник бу 10000руб. ревизор подтверждает факт покупки путем осмотра холодильника и оценки степени его изношенности. Возможен вывод о неэффективном использовании денежных средств, т.е. за те же деньги новый холодильник.

Заправка автомобилей по пластиковым картам. Карта имеет номер, поэтому должна быть передана под отчет водителю. Передача другим лицам запрещена. Хотя бы раз в квартал следует требовать распечатку расчета о движении средств на счете.

В условиях безналичных расчетов желательна выдача корпоративной карты ответственному лицу за покупки для хоз нужд. Это ускоряет платежи. При этом, к авансовому лицу за месяц необходимо прикладывать расчет о необходимых платежах для контроля остатка на карте.

  1. Ревизия расчетов с покупателями и заказчиками

Ревизор должен подтвердить жизнеспособность проверяемой организации:

  1. Наличие договоров с покупателями на текущий год и на перспективу. Если организация не выполняет план производства, имеет ограниченный случайный круг покупателей, следует говорить о модернизации производства или измени его профиля. Ревизор запрашивает приложения бухгалтерской отчетности о составе и сроках ДЗ по форме наименование покупателя, дата и номер договора, сумма договора, сроки оплаты, продолжительность ДЗ. При наличии ДЗ, превышающей 3 месяца с даты окончательного расчета, ревизор требует документы, подтверждающие истребованность ДЗ:

    1. Переписка в виде телеграмм и заказных писем

    2. Сверка расчетов ежеквартально

На основании документов делается вывод:

      1. О банкротстве

      2. Отсутствие покупателя по прежнему адресу

      3. Отсутствие полных реквизитов и юридического адреса предприятия

Ревизор требует показать письмо в организацию по банкротству о внесении в список по погашению задолженности. Отсутствие письма указывает на неэффективное неграмотное руководство.

Если покупатель исчез, организация обязана запрос в налоговый орган по месту его регистрации. Это позволит узнать новый адрес

При отсутствии документов, задолженность считается невостребованной, по истечении 3х лет может быть списана только за счет собственно прибыли 99-62, а руководитель должен понести наказание(хотя бы выговор).

ДЗ может быть списана по данным инвентаризации. Бухгалтер подает служебную записку с объяснением выполненных мероприятий и руководитель издает приказ. В бюджетных организациях списание должны разрешить вышестоящие организации

  1. Ревизия основных средств

Ревизор обязан выборочно проверить наличие и техническое состояние наиболее подвижных ОС. Это обусловлено тем, что инвентаризация ОС проводится 1 раз в 3 года, если не было смены материально-ответственных лиц. Для проверки картотеки отбираются инвентарные карточки ОС-6, проверяется заполнение необходимых реквизитов:

  1. Инвентарный номер

  2. Год поступления

  3. Техническое состояние

  4. Технические и внешние признаки

Следует учитывать, что в бюджетных организациях к ОС относятся предметы в зависимости от срока службы(свыше 12 месяцев).

Отличие трех групп средств в следующем:

  1. ОС стоимостью до 3 тыс.руб. при передаче в эксплуатацию списываются сразу на затраты

  2. ОС стоимостью от 3 до 40 тыс.руб. начисляется амортизация 100% сразу

  3. ОС стоимостью свыше 40 тыс.руб. начисляется амортизация в обычном порядке.

Вывод: инвентарный номер наносится на все объекты, в т.ч. и малоценные.

В учете ОС не всегда учитываются по подотчетным лицам, т.е. местонахождение объекта можно определить только по инвентарной карточке?????????? , поэтому при проведении инвентаризации к методу наблюдения можно присоединить опрос лиц, занятых эксплуатацией средств. Например, по данным формы ОС-6 на складе находится бытовая техника, стоимостью 100000 руб., она не установлена. Прошло более 6 месяцев. Опрос работника склада и бухгалтера поможет выявить следующий факт: бытовая техника куплена, взята директором домой, а вместо нее в упаковке находится техника, вышедшая из строя. Год выпуска в карточке и год выпуска на объекте не совпадают. Ревизор имеет основания для отражения недостачи объекта.

Если на карточке отсутствует ФИО работника, за кем закреплен объект, ревизор должен изучить:

  1. Книгу приказов

  2. Акты о закреплении объектов за работниками

Это обязательно в отношении объектов, имеющих повышенный риск причинения вреда здоровью человека.

Автомобили закрепляются актом при передаче, т.к. в случае аварии водитель несет полную ответственность за причиненный ущерб. Это относится и к электрооборудованию.

Передача объектов по накладной в чье-либо распоряжение закрепляет за данным работником ответственность за сохранность данного объекта. Например, на работу принят бухгалтер. Выдана счетная машинка, стоимостью 3000 руб. Через год бухгалтер уволился, машинку не сдал. Организация должна постановить на баланс стоимость машинки, установить факт недостачи и предъявить иск работнику. Аналогично по спец одеже и спец обуви.

На втором этапе ревизор проверяет постановку на баланс ОС и формирование стоимости. Для этого проверяются данные по счету 60 «Расчеты с поставщиками», изучается журнал регистрации доверенностей. Например, организация выдала доверенность на покупку телефона у Новгород Телекома по данным учета операция на счете 08 не зафиксирована. Изучения счетов Новгород Телекома позволило установить, что услуги связи в данном месяце на 30 тыс.руб. больше, чем обычно. Оформлен запрос Телекому, который позволил выяснить, что организации продан телефон стоимостью 30 тыс.руб. Вывод: организация обязана уменьшить затраты на услуги связи и отразить в учете стоимость телефона. Данное событие следует отразить как присвоение муниципального или государственного имущества.

При проверке выбытия ОС следует изучить обоснованность списания, т.е. 100% износ или моральное старение. По фактам разукомплектования ответственность несет руководитель. Разукомплектование не позволяет использовать объект и он постепенно разрушается. Для списания необходимы следующие документы:

  1. Заключение комиссии о непригодности

  2. Сведения о годных узлах и деталях

  3. Должен быть указан способ ликвидации(на это обращает внимание налоговая инспекция)

  4. Разрешение вышестоящей организации, для бюджетников – КЮМИ или КУГИ. Отсутствие разрешений не дает право организации списывать имущество с баланса. В ряде случаев вышестоящая организация требует предоставить фотографию уничтоженного имущества.

При проверке бухгалтерских операций, ревизор отмечаете наличие необычных операций, в т.ч. с использованием счетов, не предусмотренных рабочим планом.

  1. Ревизия материалов

Начинается с выборочной инвентаризации на центральном складе. При возникновении вопросов возможна инвентаризация на производственных участках. Например, материально-ответственное лицо предъявило накладную на отпуск материалов в цех 112 единиц переправлено на 132. Необходимо провести инвентаризацию в цехе чтобы подтвердить фактическое количество, отпущенное со склада.

Выборочно проверяется поступление материалов от поставщиков. Производится сопоставление записей по счету 60, журнала регистрации по выдаче доверенностей, услуги транспортных средств и даты поступления материалов на склад. В случае большого отклонения в датах(свыше 5 дней), ревизор обязан провести инвентаризацию и проверку дальнейшего использования материалов. Например, организация купила кирпич 10000 шт. на 400 тыс.руб. Данных о транспорте нет. Кирпич списан на капитальный ремонт здания:

  1. Ревизор должен проверить цену, т.е. запросить справку о ценах на торговых базах (Композит).

  2. Привлечь экспертов для определения объема выполненных работ в шт кирпича

Выводы: возможно присвоение денежных средств через цену и через количество кирпича. До передачи материалов в следственные органы ревизор обязан провести сверку расчетов по каждому документу(проводит сама организация).

При проверке бюджетных организаций проверяется наличие журнала мониторинга цен. Сам ревизор сопоставляет цены поставщиков и средние цены по территории. Большие отклонения(30-40%) могут указывать на сговор и откаты. Ревизор может оформить запрос для подтверждения реальных цен. Проверяется включение в стоимость материалов транспортно-заготовительных расходов. Организация может учитывать данные расходы по 2 вариантам:

  1. Учитываются расходы на отдельном аналитическом счете

  2. Расходы учитываются на счете 16

Ревизор проверяет обоснованность списания на затраты с данных счетов.

При ревизии расходования материалов проверяется оформление актов на списание. В них должны быть следующие реквизиты:

  1. Наименование

  2. Номенклатурный номер

  3. Количество-сумма

  4. Объект расхода

Наличие объекта позволяет контролировать норматив. Например, списана краска половая 10 кг на сумму 4000 руб. Площадь расхода – 20 кв.м.. Норма расхода – 250 гр кв.м. Норма явно превышена, однако в акте может содержаться запись: покраска произведена в 3 слоя. Если в актах будет отсутствовать номенклатурный номер, дата и подписи ряда сотрудников, то возможно списание новых материалов и инструментов. В этом случае ревизор опрашивает членов комиссии, подписи которых отсутствуют о причинах отсутствия подписи.

При проверке расходования ГСМ учитывают наличие приказа по организации об установлении норм по каждому автомобилю. Для этого нормы, утвержденные Министерством транспорта, увеличиваются на 10% частые остановки в черте города, 10% прогрев автомобиля в осеннее-зимние периоды, кроме того автомобили после кап ремонта могу потреблять большее количество ГСМ, поэтому создается комиссия, которая обязана проехать 100км на автомобиле и на основании акта установить фактическую норму расхода ГСМ на 100км пробега. Отсутствие приказа позволяет ревизору применять нормы, утвержденные Министерством транспорта. Например, пробег автомобиля за месяц – 5000км, норма расхода 8 литров на 100км пробега. Фактически ГСМ списывался по 10 литров на 100 км пробега. Средняя цена ГСМ 25 руб./литр. Определить сумму перерасхода. Перерасход ГСМ списывается за счет водителя, т.к. в расходы принимаются только списание по нормативу. Вывод: пробег определяется по путевым листам. Организация обязана вести учет снятия показаний спидометра, если это не делается, то ревизор составляет акт снятия показаний со спидометра, в котором данные спидометра сопоставляем с данными путевого листа на начало дня.

При проверке операций дается оценка обоснованности записей первичными документами. В ряде компьютерных программ возможна настройка на основании накладной на внутреннее перемещение оформить проводку 20,23,25,26 – 10 – эта операция незаконная, по данному документу возможна операция 10-10, т.е. отпуск с центрального склада подразделениям. Не может быть прямых проводок 10-50, 26-71.

Приобретение материалов небольшими партиями за наличный расчет должно быть расписано в накладной или на обороте товарного чека с указание объекта использования. В этом случае допускается запись 10-71 и 26-10. В бюджете для списания канцтоваров необходимо составлять ведомость на выдачу материальных ценностей.

При инспектировании списания материалов в результате недостачи или порчи, следует помнить, что они списываются только при оформлении инвентаризации. Если организация хочет применить счет 14 для уценки материалов из-за потери качества, также оформляются материалы инвентаризации.

  1. Особенности ревизии автотранспортных организаций

В ходе ревизии необходимо проверить следующие вопросы:

  1. Провести инвентаризацию автомашин, проверить наличие тех паспортов, отсутствие их будет означать, что автомобиль списан, снят с учета в ГАИ, но продолжает эксплуатироваться. Это нарушение, т.к. автомобиль является объектом повышенной угрозы жизни человека. Кроме того, данные факты указывают на наличие теневого бизнеса.

  2. Проверяется наличие актов по закреплению автомобилей за водителями

  3. Проверяется документация по закреплению автомобилей на период проведения ремонта

  4. Проводится анализ готовности автопарка, т.е. анализируется общее количество дней эксплуатации в отношении количества рабочих дней. Анализ позволяет обнаружить разукомплектованные технически неисправные автомобили и выявить виновных в этом.

  5. Проверяются документы по проведению ремонта ОС. Различают 3 вида ремонта:

    1. Плановые тех осмотры через нормы времени, в т.ч. замена масел, фильтров и т.д.

    2. Текущий ремонт, т.е. устранение мелких поломок, в т.ч. самими водителями

    3. Капитальный ремонт, который должен проводиться специализированными организациями

  6. При проверке периодичности замены автошин и обеспечение их забалансового учета данные сопоставляют с пробегом, отраженным в путевых листах и накопительной ведомости работы автотранспорта. Например, после пробега 40000 км авторезина подлежит замене. Возможна замена резины после 10000 или 30000 пробега. На это должны быть акты о чрезвычайном происшествии(прокол или неисправность автомобиля).

  7. Проверяется соблюдение нормативов по расходу ГСМ. На основе норм, утвержденных приказом руководителя и пробега, указанного в путевых листах. В путевом листе должен быть указан маршрут движения и км. Например, Б.Московская 24 и УФК по Новгородской области(Ул. Нехинская)6км. Если организация имеет собственный склад ГСМ проводится 2 вида инвентаризации:

    1. На каждый автомобиль или выборочно составляется акт замера остатка бензина в баке

    2. Проводится инвентаризации ГСМ в емкостях. Емкости должны быть калиброваны, т.е. с торца наносится шкала высоты емкости. Ревизор мерной линейкой замеряет высоту наполнения емкости и по специальной таблице определяет объем. Полученный объем переводится по коэффициенту плотности в кг для сопоставления с данными поставщика.

  8. Проверяется состояние расчетов с клиентами за автомобильные перевозки. Проверка проводится

    1. Журнала регистрации выданных путевых листов(ведется у диспетчера)

    2. Отчет о заправке автомашин, отчет по складу ГСМ

    3. Журнал регистрации выданных товарно-транспортных накладных

    4. Используется таблица расстояний, утвержденная администрацией области. В необходимых случаях изучается договор

Вывод: проверка позволяет выявить обоснование дохода, приносимого каждым автомобилем. Длительное отсутствие автомобиля на трассе должно быть объяснено документами о ремонте или документами о чрезвычайном происшествии.

Расчеты с клиентами могут осуществляться с учетом пробега автомобиля или количества часов нахождения автомобиля в распоряжении клиента. Возможно комплексное использование пробега и количество времени в рейсе. Ревизоры могут рекомендовать для усиления контроля за работой водителей разработать рациональные маршруты следования, а также осуществлять контроль со стороны заказчика через систему скидок. При проверке накладных расходов проверяется обоснованность штатной численности и графика работы.

Особое внимание уделяется списанию автомобилей при продаже и ликвидации. Комиссия должна подтвердить, что оценка соответствует рыночной стоимости автомобиля. Например, организация осуществила капитальный ремонт автомобиля в феврале на сумму 300 000 руб. остаточная стоимость автомобиля – 100 000. Автомобиль продан за 150 000. Отмечается неэффективное использование средств.

При проверке документов на списание автомобилей, отметки об оприходовании годных деталей и шин сопоставляют с данными склада.

Недостаток учета: как правило, в учете эти данные не отражаются.

  1. Особенности ревизии в сфере общественного питания

Ревизия проводится в несколько этапов. Вначале проводится внезапная инвентаризация продуктов на кухне, желательно перед началом закладки продуктов. Данные сопоставляем с накладными на отпуск продуктов со склада. Установленные отклонения являются недостачей у зав производства.

На втором этапе проводится инвентаризация на складе. Особое внимание обращаем на категории качества продуктов. Например, ревизии предъявлено 10 кг мяса по виду обрезь, по документам – свинина высшей категории. Разница в стоимости – в разы. Ревизор может обнаружить неучтенную тару, в т.ч. оборотную, за которую взимаются рыночные цены.

На третьем этапе проверяется обоснованность калькуляции готовых блюд. На основе сборника рецептур проверяется закладка продуктов на 100 блюд, на основе нормативов и средних цен определяется стоимость готовых блюд, к которой добавляется наценка, покрывающая расходы общепита и включающая прибыль. Например, при инвентаризации обнаружена котлетная масса весом 93кг для производства котлет Московских. По норме, вес одного изделия 100гр, расход сырья, вес-брутто составляет: говядина 68гр, жир-сырец 8,94гр, лук репчатый 1,2гр, сухари 4гр, хлеб 14гр, соль 1,2 гр, перец 0,06 гр. По норме общий вес полуфабриката 930 шт(93кг/0,1кг). Расход сырья фактически составил 63,2 кг, 0,68*930; расход жира 8,31кг; лук репчатый 1,12; сухарей 3,72 и т.д. Вывод: проведенная сверка позволяет сделать вывод о количестве продуктов, использованных для приготовления 93кг котлетной массы. На следующем этапе ревизор проверяет соблюдение нормы закладки продуктов и общего веса порций методом контрольной закупки. Одновременно проводится отбор для анализа. Одна проба берется с помощью независимого покупателя и вторая – непосредственно из котла. Вывод: это позволяет обнаружить недовложение продуктов, обмер и обвес.

При ревизии накладных расходов изучаются акты на списание боя посуды, обеспечения весоизмерительными приборами, начисления амортизации ОС и т.д. на счете 44 остатка не должно быть.

Если предприятия общественного питания являются структурными подразделениями организаций, возможно покрытие убытков за счет прибыли, если отпуск блюд производится по рыночным ценам.

Отпуск блюд может быть организован через буфет. Ревизия отчета буфета предполагает сверку движения продуктов с производства и со склада, если торговля осуществляется розничными товарами. Порядок проверки наценки такой же. Ревизор изучает приказ Учетная политика и сопоставляет один из трех методов определения товарооборота, а затем определяет сумму реализованной наценки.

  1. Ревизия оплаты труда

В ходе ревизии расчетов с работниками по оплате труда выборочно не менее 10% лицевых счетов проверяются особенно тщательно. В отличии от аудитора, ревизор отбирает лицевые счета с учетом родственных отношений руководителя, главного бухгалтера, начальника отдела кадров и бухгалтера по зарплате. Данный отбор позволяет определить наличие или отсутствие мертвых душ.

Отмеченные фамилии работников, как вызывающие подозрение, т.е. фактически не работающие, должны быть проверены по 2 направлениям:

  1. Все работающие граждане России обязаны быть поставлены на учет в пенсионный фонд, т.е. иметь лицевой счет

  2. Каждый работающий гражданин должен быть учтен как налогоплательщик, т.е. иметь ИНН

Ревизор должен убедиться, что по подозрительным работникам также производятся перечисления в пенсионный фонд и по налогу.

При проверке начислений справочные данные лицевого счета ревизор сопоставляет с приказами:

  1. Прием работника на должность согласно штатного расписания, т.е. ревизор берет лицевой счет, приказ и штатное расписание

  2. Проверка установленных надбавок. Проводится с приказами и положением по оплате труда

  3. Ссылка на выплату премий сопоставляется с приказом и положением по премированию

Данные лицевого счета должны соответствовать трудовому договору.

При проверке зарплаты по трудовым договорам, ревизор изучает наличие актов выполненной работы, устанавливает целесообразность выполнения работы и источники ее финансирования. Например, по договору с Петровым начислено 50000 за изготовление портрета секретаря директора 26-70. Ревизор отмечает необоснованно расходование средств фонда оплаты труда на 50000, потери организации в виде страховых платежей 50000*34,2/100. Неверно указан источник финансирования – следовало расходы производить за счет прибыли 91-76.

При проверке сдельной системы оплаты труда ревизор обязан сопоставить акты по выполнению объемов работы и выхода готовой продукции дебет 43 или кредит 20.

Расхождения будут означать приписки по зарплате. Приписки влекут уголовную ответственность.

Если организация часть зарплаты выплачивает готовой продукцией, ревизор должен потребовать следующие документы:

  1. Протокол согласования с профсоюзной организацией или рабочим коллективом

  2. Приказ, в котором говорилось бы о тяжелом финансовом положении организации

  3. Утвержденный перечень наименования и цены продукции, предназначенной для натур оплаты

При ревизии выплат зарплаты, в случае сомнения в подлинности подписи, ревизор обязан обратиться в отдел кадров и сверить подпись на заявлении о приеме на работу. Выборочно проверяются платежные ведомости, в которых имеются изменения методом красное сторно. Сумма, выплаченная по ведомости, + сумма сторно должна быть равна сумме, утвержденной директором к выдаче.

Ревизор проверяет остатков по счету 70 по главной книге и остатков по сводной ведомости за месяц. Расхождений не должно быть.

  1. Особенности ревизии в торговле

Предприятия потребкооперации, а также объединения торговли могут осуществлять ревизии подведомственных организаций в форме инвентаризаций и документальных ревизий.

Инвентаризация товаров проводится с учетом особенностей розничной торговли. К счету 41 открываются субсчета:

Инвентаризация позволяет подтвердить остатки товаров в подотчете заведующего магазином, а также подтвердить сумму наличных денег, полученных в межотчетный период.

Специфика потребкооперации заключается в отдаленности магазинов и связанных с этим вопросов инкассации. Полученные результаты сопоставляются с данными товарных отчетов за межинвентаризационный период.

Показатели выручки сопоставляются с данными кассы районного органа управления, а остатки по товарам сопоставляются с данными поступления товаров в магазины из районных баз.

Расхождения фиксируются как недостача. С заведующим магазина заключен договор о полной материальной ответственности, поэтому недостача полностью гасится за счет виновных лиц.

Потери в результате естественной убыли, а также порча товаров могут быть списаны только с разрешения вышестоящей организации.

Для переоценки товаров, находящихся в торговом зале, проводится инвентаризация с обязательным представителем РАЙПО. Составляется реестр оценки товаров по старым и новым ценам.

Произведена переоценка товаров в связи с инфляцией 41.2 – 42.

Все расходы, связанные с заготовлением, хранением и продажей товаров учитываются по дебету счета 44. Все расходы должны быть подтверждены договорами. В соответствии с учетной политикой на счете 44 возможен остаток транспортных расходов, пропорционально остатку товаров.

Зав магазина РАЙПО обязан производить расходы по согласованию с РАЙПО.

Финансовый результат работы магазина определяется в части реализованной наценки.

По данным кассового аппарата оприходована выручка от продажи 50 - 90.1

Списаны товары на реализацию 90.2 – 41.2

Обороты по кредиту и дебету 90 равны.

Определена реализованная торговая наценка 90.1 – 42

Ежемесячно определяется финансовый результат, т.е. списываются расходы на продажу 90 – 44

На счете 90 остаются прибыль или убыток

На предприятиях оптовой торговли учет ведется как на обычном промышленном предприятии. Вместо 20х используется 44, на котором учитываются расходы, связанные с заготовлением товаров и содержанием предприятия торговли.

Для подтверждения расходов ревизор изучает договора по товарам и услугам. Наиболее распространенным нарушением является:

  1. Закупка товаров по более высоким ценам, чем принятые в данном регионе

  2. Сокрытие части выручки о продажи, в т.ч. уничтожение ранее заключенных договоров с покупателем

Решение по результатам ревизии в торговле принимает руководитель управления. Для этого ревизоры готовят проект приказа с перечислением мероприятий по устранению нарушений.

Предприятие розничной и оптовой торговли, не входящие в систему потребкооперации или объединений, проверяются в ходе инициативного аудита.

Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации