Контрольная работа - БРИКС - фантом или формирующаяся реальность в создании нового мироустройства в XXI веке? - файл n1.docx

Контрольная работа - БРИКС - фантом или формирующаяся реальность в создании нового мироустройства в XXI веке?
скачать (47.1 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx48kb.01.06.2012 11:12скачать

n1.docx

АКАДЕМИЯ ПРАВА И УПРАВЛЕНИЯ

Челябинский филиал

Факультет управления


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА


По дисциплине: Геополитика
На тему: «БРИКС – фантом или формирующаяся

реальность в создании нового

мироустройства в XXI веке?»
Выполнила студентка

группы ГМУ-456

Кромм Л. А.

_________________________

Проверил:

к.и.н. Тищенко В. Г.

________________________


Челябинск 2011 г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

  1. Изменение мироустройства в XX - начале XXI веков…………….….4

  2. Создание БРИК и история её развития ………………………………..7

  3. Перспективы развития БРИКС ……………………………………….10

Заключение…………………………………………………………………….16

Библиографический список…………………………………………………..17

Введение

Актуальность выбранной темы заключается в том, что в последнее время происходит изменение в мире сфер влияния между странами. Быстрый экономический рост в некоторых развивающих странах и замедленное развитие развитых стран приводит к созданию новых политических и экономических объединений. Суть международной политической обстановки – сопоставление сил. После холодной войны подъем развивающихся стран, включая страны БРИКС, вывел вопрос об изменении международного политического и экономического порядка на повестку дня.

Объектом исследования контрольной работы выступит международное объединение пяти государств – БРИКС.

Предметом исследования будет являться положение и перспектива развития неформального клуба БРИКС на мировой арене.

Целью написания работы является рассмотрение БРИКС как формирующейся международной организации.

В ходе работы будут решены следующие задачи:

При написании контрольной работы будет использован метод изучения теоретического материала и работа с периодической печатью.

Я буду использовать такие интернет ресурсы как: аналитические, информационные, политические, экономические и учебные сайты.



  1. Изменение мироустройства в XX - начале XXI веков

На рубеже XX–XXI вв. в геополитике получили развитие так называемые полюсные модели мира. В науке широко известны три концепции системы международных отношений: системы многополярности, биполярности и однополярности. В настоящее время вопрос об определении новой формирующейся мировой системы остается нерешенным [6].

На протяжении XX века картина мироустройства постоянно менялась.

Стремление к образованию однополярного мира существовали и существуют. Особенно ярко оно проявилось после Первой мировой войны. Эпицентрами такого стремления были Германия и Советский Союз. И в первом, и во втором случае речь шла о распространении идеологии на другие страны, проявлялась тяга к однополярному мироустройству.

Вплоть до Второй мировой войны мир оставалс многополярным.

После победы над фашизмом, в которой особая роль принадлежала СССР, и при неизмеримо возросшем его могуществе и влиянии международные отношения начали развиваться под воздействием раздела мира на две части по идеологическому принципу. Образовались два конгломерата государств - социалистических и капиталистических.

Двухполярное мироустройство возникло на основе политико-идеологического размежевания мира. Лидерами противоположных, находящихся в конфронтации государственных объединений стали две сверхдержавы – Соединенные Штаты и Советский Союз.

Таким мир был во время холодной войны. Сразу после ее окончания возникла тенденция создания однополярного мира, но при этом идеологическая составляющая международных отношений уже перестала быть определяющей [4, с.10].

Распад СССР привел к нарушению баланса сил в мире и возможности для США реализовать идею «имперности», которая прослеживается не только в выступлениях американских политиков, но и специалистов во многих других областях.

На рубеже XX и XXI вв. сформировался новый миропорядок, новая геополитическая и цивилизационная картина мира. К новому состоянию мировое сообщество пришло благодаря факторам, изменившим геопо­литические перспективы планеты:

Речь идет о воздействии на мир пяти сил — мощи, богатства, хаоса, идентичности, справедливости.

В мире остался только один полюс силы — США. Оснований для этой однополярности несколько:

Огромная экономическая и политическая мощь позволяет США решать возникающие внешнеполитические проблемы, исходя только из своих интересов. Практически США не советуются с мировым сообществом и лишь иногда — с ближайшими союзниками [10].
Сейчас большие дискуссии разворачиваются по вопросу будущего миропорядка между сторонниками однополярной и многополярной системы. Сторонники однополярной модели призывают признать безусловное лидерство США в мировой политике, а сторонники многополярности говорят о том, что в мире должно быть несколько лидирующих центров [5].

Сторонником многополярности является, например, Е. М. Примаков. В статье «Без сверхдержав. Некоторые характеристики сегодняшнего мира» он пишет: «Еще одна характеристика сегодняшнего мира – конец эпохи сверхдержав. Многие считают: раз нет Советского Союза, то теперь осталась одна супердержава – Соединенные Штаты. Думаю, что так считать неправильно, потому что супердержава – это понятие, которое измеряется не только количественными характеристиками, но главным образом качественными критериями. Да, Соединенные Штаты – самое сильное и в экономическом, и в военном отношении государство, и самое сильное по своему политическому влиянию. Все это факт. Но в то же время это уже не сверхдержава. И если кто-то продолжает политику «сверхдержавизма», то он не опирается на объективное понятие этого явления» [9].

Сохранение стабильности мирового порядка возможно при сохранении баланса сил. В противном случае возникают ситуации нестабильности, способные перерасти в крупномасштабные военные действия.

Ещё в конце 90-х годов XX века Е. М. Примаков поднимал вопрос «о невозможности существования однополярного мир», и предлагал в противовес однополярного мира (в лице США) создать союз трёх государств – России, Китая, Индии.

В данный момент в мире существует много международных организаций, но они не имеют большого веса в решении политических, экономических, военных и других вопросов, касающихся мирового сообщества.

Одной из таких организаций является союз пяти государств – БРИКС.


  1. Создание БРИК и история её развития

О термине БРИК. Как некоторые понятия в физике, это слово сначала появилось, можно сказать, в теории – в аналитической записке американской финансово-инвестиционной компании «Голдман Сакс», датированной ноябрем 2001 года [1].

Как отметил К. Петров (сотрудники МГИМО), изначально концепция БРИК строилась на объединении четырех стран — Бразилии, России, Индии и Китая — в группу динамично развивающихся рынков, где увеличение темпов роста ВВП определялось ростом занятости, ростом капитала в акциях и техническим прогрессом.

Изначально «Голдман Сакс» предложил данный термин с целью использовать его для расширения инвестиционных возможностей своих потенциальных партнеров по бизнесу, однако с тех пор аббревиатура БРИК постепенно приобретал новые смыслы, иногда далеко отстающие от первоначального значения [3].

Члены БРИК характеризуются как наиболее быстро развивающиеся крупные страны. Выгодное положение этим странам обеспечивает наличие в них большого количества важных для мировой экономики ресурсов:

Бразилия — богата сельскохозяйственной продукцией

Россия — крупнейший в мире экспортёр минеральных ресурсов

Индия — дешёвые интеллектуальные ресурсы

Китай — обладатель дешёвых трудовых ресурсов

Южно-Африканская республика – природные ресурсы

Это главные ресурсы, на которые опираются экономики этих стран. Высокая численность населения стран обусловливает дешевизну труда в них и, соответственно высокие темпы экономического роста.

Прошло пять лет после появления «теоретической модели» (с 2001 г.), прежде чем предсказания экспертов начали обретать некую организационную субстанцию.

В сентябре 2006 года по российской инициативе во время 61-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке состоялась первая встреча министров иностранных дел «четверки», носившая «пристрелочный» характер. И если бы речь шла о каком-то «мыльном пузыре», то на этом все могло бы и закончиться. Но мало-помалу процесс диалога пошел, включая в свою орбиту новых участников.

Помимо глав внешнеполитических ведомств, которые провели после первой еще четыре встречи, в том числе «развернутое» совещание в Екатеринбурге в мае 2008 года, в диалоговый механизм БРИК ныне вовлечены министры финансов, представители муниципальных властей и ведущих университетов-побратимов [1].

В дальнейшем произошло ещё три встречи.

Первая (краткая) встреча глав государств БРИК состоялась 9 июля 2008 года в Тояко-Онсэн (Хоккайдо, Япония) после встречи «Большой восьмёрки». Руководители четырёх стран договорились о проведении полномасштабного саммита глав государств БРИК в 2009 году.

После этого дважды встречались министры финансов стран БРИК (в бразильском Сан-Паулу 7 ноября 2008 года и в Лондоне 13 марта 2009 года), а 29 мая 2009 года президент России Д. А. Медведев встретился в Кремле с представителями стран группы БРИК, отвечающими за вопросы безопасности.

12 ноября 2010 года на саммите G20 в Сеуле Южно-Африканская Республика выразила желание присоединиться к БРИК.

I саммит БРИК (Екатеринбург, 16 июня 2009)

Главы стран БРИК собрались на свой первый саммит 16 июня 2009 года в Екатеринбурге в Особняке Севастьянова.

В ходе саммита состоялись две встречи: сначала в узком составе, а затем — переговоры с участием членов делегаций. Одним из обсуждаемых вопросов было овместное заявление стран БРИК по глобальной продовольственной безопасности.

II саммит БРИК (Бразилиа, 15?16 апреля 2010)

Второй саммит руководителей стран БРИК состоялся 15?16 апреля 2010 года в столице Бразилии городе Бразилиа.

По итогам саммита было сообщено о подписании ряда межгосударственных договоров, и о важнейших затронутых вопросах:

III саммит БРИКС (Санья, 13?14 апреля 2011)

Третий саммит БРИКС состоялся 13-14 апреля 2011 года в китайском курортном городе Санья, расположенном на острове Хайнань.

На данном саммите состоялось официальное включение в группу пятого ее члена - ЮАР.

Во время встреч теперь уже пяти президентов были затронуты различные вопросы взаимного сотрудничества.

Страны БРИКС в очередной раз высказались:

По итогам саммита была подписана совместная декларация, в которой были сформированы основные направления мировой политики и план действий на ближайший год.

Было также решено, что следующий саммит БРИКС пройдет в 2012 году в Индии [2].


  1. Перспективы развития БРИКС

В мире полным ходом идет перегруппировка сил, одним из выражений которой является создание большого числа всевозможных международных структур, зачастую неформальных, типа того же БРИК, которые объединяют государства по тем или иным интересам, в первую очередь, конечно, экономическим. Хотя и не всегда. Такие объединения возникают как на традиционной субрегиональной или региональной основе, так и шире [1].

У «четверки» – колоссальный потенциал развития. На ее членов приходится более четверти земной суши, порядка 40% населения планеты, они обладают гигантскими природными и сырьевыми ресурсами, а их объединенный валовой внутренний продукт уже сейчас превышает ВВП США.

Но еще грандиознее, по оценкам аналитиков, перспективы БРИК.

К 2050 году «сложенный» ВВП государств БРИК превысит ВВП Соединенных Штатов уже более чем в четыре раза, произойдет радикальное сближение между странами БРИК и нынешними ведущими развитыми государствами по размеру ВВП на душу населения. А это означает качественное улучшение условий жизни в странах «четверки» и усиление их влияния на общий прогресс нашей цивилизации. Впрочем, возможно, темпы сближения стран БРИК с государствами «золотого миллиарда» будут еще более стремительными. На такие размышления наводит, в частности, глобальный финансово-экономический кризис, который экономики стран БРИК (за исключением, к сожалению, России) встретили в достаточной степени готовности. [1]

Особенно активно дискурс о БРИК стал развиваться в СМИ с 2008-2009 гг., когда разразился мировой финансовый кризис. При этом термин БРИК воспринимался и воспринимается в самих странах БРИК по-разному.

Россия и Бразилия. В этих странах термин БРИК использовался специалистами без существенных смысловых изменений и каких-либо выдающихся собственных интерпретаций. Однако после кризиса эксперты России и Бразилии стали рассматривать БРИК как группу стран, способную влиять на решения, касающиеся стабилизации мировой финансовой системы. Теперь БРИК считается одним из центров «многополюсного мироустройства».

Индия. Если до кризиса концепт БРИК почти не упоминался в индийском дискурсе, то с наступлением кризиса ситуация изменилась. Вопрос о реализуемости базового концепта БРИК, выдвинутого Goldman Sachs, не обсуждается — это подается как предопределенность. Главным для индийских экспертов стал вопрос о том, что должна сделать Индия, чтобы соответствовать своей новой роли. Как заметил К. Коктыш, концепция БРИК легитимировала индийский изоляционизм: для Индии БРИК интересен как политическая сущность, где Индия отводит себе роль «лидера завтрашнего дня», способного самостоятельно справляться с изменениями внешней конъюнктуры, компенсировав внешние трудности развитием внутреннего рынка.

Китай. До кризиса о концепте БРИК в Китае говорили только эксперты-экономисты, однако после кризиса, по словам К. Коктыша, термин БРИК приобретает в Китае совершенно новое значение, не имеющее ничего общего с первоначальным смыслом, заложенным аналитиками «Голдман Сакс». В 2009 году начинается обсуждение перспектив БРИК в качестве политического блока и возможностей достижения внутренней интеграции и взаимного доверия между четырьмя странами БРИК. Китай обозначил две внешнеполитические цели стран БРИК: получение доли в контроле над мировыми финансами и борьба с протекционизмом. При этом в настоящее время концепт БРИК в китайском осмыслении ориентирован на внешнего адресата — США. Идея БРИК, судя по всему, используется для подготовки переговорной позиции, когда в рамках торга с США БРИК может стать либо разменной монетой, либо инструментом достижения Китаем своих целей.

Таким образом, если изначально «Голдман Сакс» предполагал рассматривать страны БРИК как рынки, а не как политический блок, и до 2008 года концепт БРИК применялся западными маркетологами и инвесторами в инвестиционных целях, то за последние годы, как подчеркнул К. Петров, акроним приобрел политическое наполнение. Страны БРИК стали сами использовать данный акроним с учетом своих политических амбиций.[3]

В БРИКС вообще нет никакой регионально-географической привязки, только общие интересы. В этом смысле БРИКС не только напоминает, но и имеет все шансы стать аналогом «большой восьмерки», являющейся форумом для согласования позиций и принятия решений наиболее крупными и мощными военно-политическими и экономическими державами современного мира. Но Китай, Индия и Бразилия в «большой восьмерке» не представлены, а Россия была туда допущена главным образом по военно-политическим соображениям.

БРИК – это пока лишь некий форум, это не организация, это не союз, здесь страны-участники не обременены обязательствами экономическими или юридическими. Однако ретроспектива развития БРИК позволяет выделить ряд особенностей, которые следует учитывать при определении последствий присоединения к БРИКС новых членов.

Виртуальная модель будущего экономического мира, изобретенная американскими экономистами, неожиданно получила реальные очертания. Руководители четырех стран, соединенных аналитиками в идеализированную модель в качестве экономических партнеров, стали налаживать политическое взаимодействие по созданию условий формирования приемлемой многополярной архитектуры современного мира.

Процесс ее формирования, по мнению аналитиков как Запада, так и Востока, носит совершенно объективный характер, и неудивительно, что руководители четырех держав охотно ухватились за эту идею. В результате непродолжительных консультаций были достигнуты договоренности на проведение встреч на высшем уровне.

Для создания подобного противовеса у БРИКС есть все основания. Так, некоторые аналитики отмечают, что страны БРИКС отображают модель мира в миниатюре.

В пяти странах представлены:

во-первых, крупнейшие культурно-религиозные общности – христианство (католицизм и православие), индуизм, буддизм, ислам, конфуцианство;

во-вторых, различные типы общественно-политического устройства от разных вариантов демократии до жесткой централизованной системы;

в-третьих, разнообразные экономические ориентации – экспортеры сырья, товаров, услуг и их потребители;

в-четвертых, каждая из стран остро испытывает на себе либо некоторые, либо сразу все из наиболее болезненных вызовов современности - терроризм, сепаратизм, религиозный экстремизм, изменение климата, наркотрафик и пр.

Иными словами, страны БРИКС отображают многие стороны современного мира, что позволяет их совместной деятельности служить площадкой для выработки подходов к решению поистине глобальных международных проблем.

Однако не следует сбрасывать со счетов тот факт, что государства БРИКС объединяет наличие у каждого из них претензий на роль самостоятельного лидера в формирующемся международном устройстве. Между этими странами, входящими в это неформальное объединение, хватает своих существующих или потенциальных линий напряжения, неразрешённых территориальных, экономических и других вопросов.

Это означает, что руководители стран БРИК вряд ли легко найдут общий язык или даже просто будут стремиться к институциональному оформлению контактов.

Общность интересов по глобальным вопросам не в состоянии устранить региональные противоречия, но способна, в ряде случаев, изменить подходы к их решению, чтобы смягчить противоречия или хотя бы вести диалог по спорным вопросам с позитивных позиций [7].

Создание механизма сотрудничества БРИКС – важная инновация.

Механизм БРИКС предоставил членам блока платформу для выражения своих взглядов, координирования своих позиций и совместных действий в области формирования нового международного политического и экономического порядка.

По словам Ма Цзяли (заместитель исполнительного директора Центра стратегических исследований Китайского форума реформ): «Хотя группа еще не является официальной международной организацией, ее существование многообещающе. Если посмотреть на развитие многих международных многосторонних организаций и механизмов, обычно им требовалось время, чтобы сформироваться».

Если БРИКС стремится решать глобальные вопросы, необходим реальный исполнительный орган, который будет координировать действия.

Сегодня у БРИКС нет ни постоянного секретариата, и объединение не является официальной международной организацией. Блоку необходимо организовать секретариат, чтобы он смог действовать как настоящий «исполнительный комитет» для всех развивающихся стран.

Заместитель директора Института Дальнего Востока РАН Владимир Портяков сказал, что ежегодные саммиты БРИКС уже придают блоку официальные характеристики.

В дополнение к этому, в рамках БРИКС проводятся встречи министров иностранных дел, сельского хозяйства и финансов, а также поощряются связи среди экспертов и предпринимателей. Эти усилия значительно обогатили сотрудничество между странами БРИКС, сказал он.

Механизм БРИКС еще только зарождается, что влечет за собой усиление диалога и связей между странами-членами [8].

Странам БРИКС представилась возможность перешагнуть через существующие барьеры в международных отношениях, взглянуть на мировое развитие с позиций нового международного экономического порядка, который больше отвечает реальности XXI в.

БРИКС начинает превращаться в политический клуб, престиж которого с каждым его новым принятым решением неуклонно возрастает.

Научный сотрудник Центра глобальных проблем МГИМО Кирилл Петров делает осторожный прогноз развития БРИКС: «… в отдаленном будущем, если формат сохранится, и при этом экономическая сила стран БРИК будет возрастать, то они в какой-то момент смогут стать противовесом G7, и разговор пойдет на равных в формате G7 – БРИК»[7].

Говорить о том, что БРИКС уготовано «светлое и безоблачное будущее» рано. Пока налицо лишь контуры возможного плодотворного взаимодействия. На данном этапе сплачивает БРИКС главным образом политическая воля руководства этих стран, хотя и здесь есть свои запевалы – это Россия и Бразилия. Одних консультаций и координации политической линии, конечно, мало, чтобы БРИКС стал стабильно значимым элементом мировой политики. Нужна весомая экономическая составляющая, включающая крупные совместные проекты, прежде всего в инновационной сфере, возможно, создание в этих целях многосторонних концернов стран-участниц, формирование благоприятных условий для взаимного инвестирования, согласование валютно-финансовой политики и т. д.

Но, несмотря на прогресс, достигнутый в рамках БРИКС, которая от консультационного формата перешла к координации позиций по глобальной повестке дня, включая вопросы финансово-экономической стабильности, в мире есть много скептиков.

Они склонны оценивать перспективы БРИКС весьма сдержанно. Главный их довод заключается в том, что страны БРИКС, по сути, ничего глубоко не связывает: ни общая история, ни цивилизационная общность, ни даже мало-мальски совпадающие долговременные интересы. А их сопряжение в настоящее время имеет не более чем конъюнктурный характер. В таких утверждениях, действительно, есть доля правды. [1]

Формирование нового миропорядка является сложным и противоречивым процессом.

Заключение

Работая над контрольной работой, я узнала как менялся миропорядок в XX - начале XXI веков, узнала историю появления термина БРИК и как стала формироваться (начиная с 2006 года) новая международная организация под этим названием. Работая с аналитическими, информационными, политическими, экономическими и учебными интернет ресурсами, я попыталась понять, является ли БРИКС формальной международной организацией или у неё есть какое-либо будущее на мировой арене.

Быстрый экономический рост в некоторых развивающих странах и замедленное развитие развитых стран приводит к созданию новых политических и экономических объединений. Одним из таких объединений, которое возникло в начале XXI века, стала организация БРИКС.

Взаимодействие Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР опирается на серьезные заделы и предпосылки. Успехи, достигнутые странами БРИКС в последние годы, привлекают особое внимание мирового сообщества. Положение этих стран на мировой арене в последние годы постоянно повышается, существует огромный потенциал их экономического развития.

Эффективность сотрудничества существенно возрастет, если страны не будут бояться затрагивать сложные, чувствительные сферы взаимодействия.

До сегодняшнего дня БРИКС не является официальной международной организацией, имеющей свой координационный орган. Однако, для того, чтобы стать сильной и полноценной международной организацией, имеющей весомый голос, ей необходимо время.

После недавнего саммита БРИКС, известный российский аналитик Алексей Пушков заявил: «Саммит стран БРИКС, который только что прошел в Китае (в апреле 2011 года), интересен даже не столько конкретными результатами, сколько тем, что эта новая группа стран все больше утверждается в качестве нового фактора в мировой экономике и геополитике. Мы видим, что страны БРИКС отстаивают идею многополярного мира, а не идею того, что мир должен руководиться из Вашингтона» [11].

Библиографический список:


  1. Орлов, А. БРИК как мировая реальность [Электронный ресурс] / А. Орлов// Информационный портал Московского государственного института международных отношений МИД России. – Электр. дан. – М.: 29.01.10. –

Режим доступа: http://www.mgimo.ru/news/experts/document144189.phtml

  1. Википедия – свободная электронная энциклопедия [Электронный ресурс] / статья: Страны БРИКС. – Электр. дан. – Режим доступа:

http://ru.wikipedia.org/wiki/БРИКС

  1. Коктыш, К. БРИК – новые возможности в посткризисном мире? [Электронный ресурс] / К. Коктыш, В. Сергеев, К Петров, С. Грин // Московский центр Карнеги. – Электр. дан. – М.: Москва Ресурсы, 24.03.2011. – Режим доступа: http://www.carnegie.ru/events/?fa=3215

  2. Примаков, Е. М. Мир без России? К чему ведёт политическая близорукость: электронная версия книги [Электронный ресурс] / Примаков Е.М. // Библиотека Fort/Da. – Электр. дан. – М.: ИИК «Российская газета», 2009. – 239 с. - Режим доступа: http://yanko.lib.ru || http://yanko.ru

  3. Солянова, М. В. Американские концепции полицентрического мира [Электронный ресурс] / М.В. Солянова // Институт США и Канады РАН. – Электр. дан. – 2011. – Режим доступа: http://www.rusus.ru/print.php?id=232

  4. Исаев, Б. А. Геополитические модели современного мироустройства: христоматия [Электронный ресурс] / Б. А. Исаев // Геополитика. – Электр. дан. – СПб.: Питер, 2007. – 512 с. –

Режим доступа: http://geobez.com/n1-2007/10.html

  1. Гамов, В. Расширение БРИК – стремление к новому международному экономическому порядку [Электронный ресурс] / В. Гамов //New Eastern Outlook / – Электр. дан. – Новое восточное обозрение, 2010. - Режим доступа: http://www.journal-neo.com/?q=ru/node/2854




  1. Сюн Тонг Каковы перспективы БРИКС? ("Xinhuanet", Китай) [Электронный ресурс] / С. Тонг // inoСМИ. Ru (всё, что достойно перевода). – Электр. дан. – РИА Новости, 2011. – Режим доступа: http://www.inosmi.ru/world/20110415/168453969.html

  2. Примаков, Е. М. Без сверхдержав. Некоторые характеристики сегодняшнего мира [Текст] / Е. М. Примаков // Российская газета. – 2003.

  3. Геополитика в условиях современного мира [Электронный ресурс] / Геополитика: лекция 19 // Сайт: Webarhimed (учёба и образование). – Электр. дан. – Режим доступа: http://www.webarhimed.ru/page-425.html

  4. Пушков, А. Страны БРИКС отстаивают идею многополярного мира / А. Пушков // Русская народная линия (информационно-аналитическая служба). – Электр. дан. – Режим доступа: http://ruskline.ru/news_rl/2011/04/15/aleksej_pushkov_strany_briks_otstaivayut_ideyu_mnogopolyarnogo_mira/


АКАДЕМИЯ ПРАВА И УПРАВЛЕНИЯ
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации