Ответы на госы по специальности Менеджмент организации - файл n1.doc

приобрести
Ответы на госы по специальности Менеджмент организации
скачать (1388.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc1389kb.11.06.2012 05:36скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
Вопросы к Государственному экзамену

для студентов специальности

«Менеджмент организации»

ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА

  1. Общая теория управления.

  2. Закономерности управления различными системами.

  3. Управление социально-экономическими системами (организациями).

  4. Методологические основы менеджмента, инфраструктура менеджмента.

  5. Социофакторы и этика менеджмента.

  6. Интеграционные процессы в менеджменте; моделирование ситуаций и разработка решений.

  7. Природа и состав функций менеджмента.

  8. Стратегические и тактические планы в системе менеджмента.

  9. Организационные отношения в системе менеджмента

  10. Формы организации системы менеджмента.

  11. Мотивация деятельности в менеджменте.

  12. Регулирование и контроль в системе менеджмента.

  13. Динамика групп и лидерство в системе менеджмента

  14. Управление человеком и управление группой

  15. Руководство: власть и партнерство

  16. Стиль менеджмента и имидж (образ) менеджера.

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ

  1. Теория поведения человека в организации.

  2. Личность и организация.

  3. Коммуникативное поведение в организации; мотивация и результативность организации.

  4. Формирование группового поведения в организации.

  5. Анализ и конструирование организации.

  6. Управление поведением организации.

  7. Лидерство в организации, изменения в организации, персональное развитие в организации;

  8. Организационное поведение в системе международного бизнеса.

  9. Мотивация и результативность организации.

  10. Управление нововведениями в организации.

  11. Поведенческий маркетинг.

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ

  1. Стратегические проблемы развития производства и структура промышленности.

  2. Стратегия предприятия, стратегическое управление,

  3. Cитуационный анализ.

  4. Формирование стратегических целей и стратегии предприятия,

  5. Cтратегия и техническая политика предприятия.

  6. Стратегия внешнеэкономической деятельности

  7. Cтратегия и организационная структура.

  8. Стратегический потенциал организации.

УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ

  1. Функции решения в методологии и организации процесса управления;

  2. Типология управленческих решений.

  3. Условия и факторы качества управленческих решений

  4. Модели, методология и организация процесса разработки управленческого решения.

  5. Целевая ориентация управленческих решений;

  6. Анализ альтернатив действий.

  7. Анализ внешней среды и ее влияния на реализацию альтернатив;

  8. Условия неопределенности и риска;

  9. Приемы разработки и выборов управленческих решений в условиях неопределенности и риска;

  10. Эффективность решений.

  11. Контроль реализации управленческих решений.

  12. Управленческие решения и ответственность.

АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

  1. Причины возникновения кризисов и их роль в социально-экономическом развитии.

  2. Разновидность кризисов.

  3. Особенности и виды экономических кризисов.

  4. Потребность и необходимость в антикризисном управлении.

  5. Механизмы антикризисного управления.

  6. Государственное регулирование кризисных ситуаций.

  7. Банкротство предприятий и банков.

  8. Диагностика банкротства.

  9. Санация предприятий.

  10. Управление рисками.

  11. Инвестиционная политика в антикризисном управлении.

  12. Стратегия и тактика антикризисного управления.

  13. Взаимодействие с профсоюзами в процессах антикризисного управления.

  14. Инновации и механизмы повышения антикризисной устойчивости.

  15. Человеческий фактор антикризисного управления.

УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

  1. Персона предприятия как объект управления.

  2. Место и роль управления персоналом в системе управления предприятием.

  3. Принципы управления персоналом;

  4. Функциональное разделение труда и организационная структура службы управления персоналом.

  5. Кадровое информационное, техническое и правовое обеспечение системы управления персоналом.

  6. Анализ кадрового потенциала.

  7. Перемещения, работа с кадровым резервом, планирование деловой карьеры.

  8. Подбор персонала и профориентация.

  9. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала.

  10. Мотивация поведения в процессе трудовой деятельности.

  11. Профессиональная и организационная адаптация персонала.

  12. Конфликты в коллективе.

  13. Оценка эффективности управления персоналом.

ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

  1. Исследования и их роль в научной и практической деятельности человека; объект и предмет исследования, системный анализ в исследовании управления.

  2. Разработка гипотезы и концепции исследования системы управления.

  3. Состав и выбор методов исследования систем управления.

  4. Организация процесса исследования систем управления.

  5. Диагностика систем управления.

1. Общая теория управления

Теория управления – наука о принципах и методах управления различными системами, процессами и объектами. Основами теории управления являются кибернетика и теория информации. В социально-экономических системах теория управления посвящена приемам и методам анализа, прогноза и возможностям регулирования деятельности различных общностей людей (мирового сообщества, региональных объединений, наций, общественно-хозяйственных групп). Определение и задачи: Кибернетика установила, что управление присуще только системным объектам. Для них характерно понижение энтропии, направленность на упорядочение системы. Процесс управления можно разделить на несколько этапов: 1.Сбор и обработка информации. 2. Анализ, систематизация, синтез. 3. Постановка на этой основе целей. Выбор метода управления, прогноз. 4. Внедрение выбранного метода управления. 5. Оценка эффективности выбранного метода управления (обратная связь). Конечной целью теории управления является универсализация, а значит согласованность, оптимизация и наибольшая эффективность функционирования систем. Методы управления, рассматриваемые теорией управления техническими системами и другими объектами, базируются на трех фундаментальных принципах: принцип разомкнутого управления, принцип компенсации, принцип обратной связи. Управление можно разделить на два вида: стихийный: воздействие происходит в результате взаимодействия субъектов (синергетическое управление); сознательный: планомерное воздействия объекта (иерархическое управление). При иерархическом управлении цель функционирования системы задается её надсистемой. Примеры современных методов управления: Нелинейное управление, Теория катастроф, Адаптивное управление, Построение оптимальных робастных регуляторов, Игровые методы в управлении, Интеллектуальное управление. Классификация. Имеются следующие наиболее общие подходы к теории управления: Процессный подход основывается на идее существования некоторых универсальных функций управления. Системный подход сложился на базе общей теории систем: система — это некая целостность, состоящая из взаимозависимых подсистем, каждая из которых вносит свой вклад в функционирование целого. Ситуационный подход рассматривает любую организацию как открытую систему, постоянно взаимодействующую с внешней средой, следовательно, и главные причины того, что происходит внутри организации, следует искать вне её, то есть в той ситуации, в которой она реально функционирует. Универсальный подход сложился на базе научной школы Универсологии, теории Универсального управления, теории переходных процессов, теории относительности сознания, и рассматривает любую систему в совокупности ее вертикальных и горизонтальных связей. Субстратный подход, основанный на структурной оптимизации стратегии и принимаемых решений посредством выявления субстратов (ключевых моментов эффективности) в значимых классах информационного контекста управленческой ситуации. Процесс построения такой структурно-субстратно-оптимальной стратегии называют структурной оптимизацией.

2. Закономерности управления различными системами

Законом считается необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение в природе и обществе. Выделяют три группы законов управления различными системами: 1.всеобщие или универсальные (законы диалектики);2.общие для больших групп явлений (закон общественного отбора);3.частные или специфические (закон оптимальной нормоуправляемости). Законы носят объективный характер и существуют независимо от сознания людей. Познание законов составляет задачу науки. Закономерности управления следует отнести к частным законам общества, которые мало исследованы. Все закономерности управления можно разделить на две группы. К первой относятся закономерности, присущие управлению вообще как целенаправленному воздействию. Ко второй закономерности менеджмента – управление производством носит двойственный характер. С одной стороны, управление выражает объективный процесс руководства трудом работников по производству потребительных стоимостей, т. е. управление выступает как потребность производства (отношения управления обусловлены совместным трудом); с другой — производственные отношения сторон в процессе создания стоимости. Стороны - это работодатель и наемный работник, которые вступают друг с другом в отношения собственности. В соответствии с этим управление производством рассматривается в двух аспектах: организационно-техническом и социально-экономическом. В первом случае под управлением понимается объединение труда всех работников на базе организованной системы машин и технических средств. Его задача - соединить труд работников с предметами и орудиями труда, установить определенные пропорции, режимы и связи в производстве. Через организационно-техническое направление раскрывается содержание управления и состав его элементов.

3. Управление социально-экономическими системами (организациями).

Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей. Основными составляющими любой организации являются: люди, входящие в данную организацию; задачи, для решения которых данная организация существует; управление, которое формирует, мобилизует и приводит в движение потенциал организации для решения стоящих перед ней задач. Миссия организации – выражение ее философии и смысла существования. Миссия формируется высшим руководством организации, которое несет полную ответственность за ее воплощение в жизнь путем постановки и реализации целей организации. Миссия каждой компании определяется пятью элементами: история, существующие предпочтения владельцев и управляющих, рыночная среда, ресурсы, определенные деловые способности и возможности. Конечные состояния, к которым стремится организация, фиксируются в виде ее целей – отдельных характеристик организации, на достижение которых направлена ее деятельность. Существует два типа: долгосрочные(10-15лет) и краткосрочные(в пределах 1года). Для краткосрочных целей характерна гораздо большая, чем для долгосрочных, конкретизация и детализация в вопросах достижения. Если возникает необходимость устанавливаются промежуточные цели, которые называются среднесрочными(3-5лет). Под структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. Организационная структура аппарата управления – форма разделения труда по управлению производством. Каждое подразделение и должность создаются для выполнения определенного набора функций управления или работ, наделяются определенными правами на распоряжения ресурсами и несут ответственность за выполнение закрепленных за подразделением функций. Организационная структура регулирует: разделение задач по отделениям и подразделениям; их компетентность в решении определенных проблем; общее взаимодействие этих элементов. В рамках организационных структур протекает весь управленческий процесс, а, следовательно, и движение потоков информации, в котором участвуют менеджеры всех уровней. Любая организация имеет свою внутреннюю среду и среду внешнюю. Внутренние переменные – это цели, структура, задачи, технология, люди. Все внутренние переменные взаимосвязаны. В своей совокупности они рассматриваются как социотехнические подсистемы. К внешней среде организации относят поставщиков, конкурентов, покупателей, партнеров по бизнесу, государство и его структуры, культуру, мораль, традиции, экономические и политические факторы, международное окружение. Выделяют внешнюю среду прямого воздействия (поставщики, конкуренты, покупатели, партнеры по бизнесу, государство и его структуры) и косвенного воздействия (культура, мораль, традиции, экономические и политические факторы, международное окружение). Организации зарождаются, развиваются, добиваются успехов, ослабевают и в конце концов прекращают свое существование. Умеющие адаптироваться – процветают, негибкие – исчезают. Руководитель должен знать, на каком этапе развития находится организация, и оценивать, насколько принятый стиль руководства соответствует этому этапу. Жизненный цикл организаций – определенная последовательность предсказуемых изменений состояний организации в течение времени. Существуют отчетливые этапы, через которые проходят организации(создание, рост, зрелость, упадок). Организации в течение жизненного цикла уверенно развиваются, когда имеют обоснованную стратегию и эффективно используют ресурсы; перестраиваются, когда перестают отвечать избранным целям; погибают, когда оказываются неспособными выполнять свои задачи. Процесс управления организациями представляет собой последовательность действий работников аппарата управления, направленных на достижение целей организации. Он носит циклический характер, т.е. процесс менеджмента начинается с момента установления взаимосвязей между субъектом и объектом управления и заканчивается только с их исчезновением. Процесс менеджмента можно рассматривать с двух точек зрения:1) с содержательной, анализируя сущность (содержание) и последовательность деятельности на каждом из этапов процесса управления; 2) с информационной, анализируя процессы обработки, передачи и хранения информации, происходящие в системе управления. С содержательной точки зрения в процессе менеджмента можно выделить следующие этапы: прогнозирование, планирование, организация, координация, стимулирование (мотивация), учет и контроль, анализ. С информационной точки зрения процесс управления представляет собой последовательность следующих этапов:1) сбор первичной информации; 2) ее регистрация, передача и сохранение на информационном носителе; 3) логическая и математическая обработка первичной информации, в результате чего получается синтетическая информация, которая может быть оформлена в виде документа;4) предоставление синтетической информации субъекту управления;5) если субъект управления считает, что предоставленной информации достаточно для принятия управленческого решения, то осуществляется переход к пункту (6), в противном случае происходят сбор дополнительной первичной информации, ее регистрация, обработка и предоставление субъекту управления вновь полученной синтетической информации; 6) принятие субъектом управленческого решения; 7) документальное оформление решения; 8) архивизация документов; 9) доведение решения до исполнителей. После этого исполнители совершают определенные действия, что ведет к изменению состояния управляемого и (или) управляющего объекта, обновлению первичной информации. В условиях рыночной экономики успешность предприятий зависит от умения выжить, результативности, эффективности и производительности, конкурентоспособности организаций, которые определяются уровнем менеджмента. Конкуренция –состязательность, соперничество, борьба юридических и физических лиц за покупателя, за выживание в условиях действия жесткого закона конкуренции как объективного процесса выбывания с рынка некачественных товаров и услуг. В общем и целом необходимость управления определяется тем, что именно оно определяет успешную деятельность организаций.

4.Методологические основы менеджмента, инфраструктура менеджмента.

Методология в буквальном значении есть учение о методах познания. Методологию можно определить как систему, реализующую три функции: 1)получение, создание нового знания; 2)структурирование этого знания в виде новых понятий, категорий, законов, гипотез, теоретических идей, теорий; 3)организация использования новых знаний в общественной практической деятельности (обучение, воспитание, производственная деятельность, культура и искусство, быт). Общими основами методологии менеджмента являются диалектический подход, позволяющий рассматривать управленческие проблемы в их постоянной взаимосвязи, движении и развитии; абстрагирование, принципы: единства теории и практики, определенности, конкретности, познаваемости, объективности, причинности, развития, историзма. Основами методологии менеджмента являются: экономические науки: экономическая теория, институциональная экономика, финансы и кредит, бухгалтерский учет, маркетинг, экономическая статистика, мировая экономика и многие другие; системный подход, который является методологией общей теории систем. Системный подход базируется на понятии «система», под которой понимается совокупность связанных элементов, объединенных в одно целое для достижения определенной цели; кибернетический подход, являющийся методологией общей теории управления (кибернетики) и представляющий собой исследование системы на основе принципов кибернетики, с помощью представления управления как процессов сбора, передачи и преобразования информации об объекте управления и внешней среде, выявления прямых связей (по которым к объекту управления передается входная командная информация от управляющей системы) и обратных связей (по которым к управляющей системе передается информация о состоянии объекта управления), изучения процессов управления, рассмотрения элементов системы как неких «черных ящиков» (систем, которые в силу своей чрезвычайной сложности не могут получить конкретного определения; их поведение изучается путем выявления логических и статистических связей, существующих между вводимой и выводимой информацией, доступной исследователю, а внутреннее устройство может быть и неизвестно); ситуационный подход. Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация – конкретный набор обстоятельств, существенно влияющих на организацию. Результаты одних и тех же управленческих действий в различных ситуациях могут очень сильно отличаться друг от друга, поэтому менеджеры должны исходить из того, в какой ситуации они действуют; исследование операций – это методология применения математических количественных методов для обоснования решений задач во всех областях целенаправленной человеческой деятельности. Методы и модели исследования операций позволяют получить решения, наилучшим образом отвечающие целям организации. Оптимальным решением (управлением) согласно исследованию операций является такой набор значений переменных, при котором достигается оптимальное (максимальное или минимальное) значение критерия эффективности (целевой функции) операции и соблюдаются заданные ограничения; прогностика – наука о законах и способах разработки прогнозов динамических систем. К различным типам прогнозов относятся: определение будущих значений величин на основе имеющихся данных, определение различных сценариев развития ситуации, определение тенденций развития каких-либо сфер деятельности человека, целеполагание, т.е. определение желательных будущих состояний организации, планирование деятельности организации для достижения поставленных целей; теория принятия решений исследует то, как человек или группа людей принимают решения, и разрабатывает методы принятия решений, помогающих обосновать выбор альтернативы из нескольких возможных при различных ситуациях неопределенности и риска; теория организации, которая отвечает на вопросы: зачем организации нужны, какими они бывают и как создаются, функционируют, изменяются; изучает влияние, которое оказывают индивидуумы и группы людей на функционирование организации, на происходящие в ней изменения, на обеспечение эффективной целенаправленной деятельности и получение необходимых результатов; психология, которая изучает закономерности, механизмы и факты психической жизни человека: обучение, тренировка, мотивация, реализация личности, восприятие окружающего мира, удовлетворенность работой, оценка действий, отношение к труду, формы поведения; социология, которая изучает общество как целостный социальный организм; социальные общности и взаимоотношения между ними; социальные процессы, социальные организации; взаимодействие личности и общества; закономерности социального поведения людей; групповую динамику; нормы, роли, вопросы статуса и власти, конфликты, бюрократию, организационную культуру, социализацию; социальная психология – отрасль психологии, изучающая закономерности: поведения человека в социальной организации; взаимоотношений людей в процессе совместной деятельности; развития нравственно-психологического климата в коллективе; возникновения и разрешения межличностных конфликтов; лидерства и индивидуального стиля деятельности; поведения и социально-психологической адаптации людей в стрессовых ситуациях; антропология, которая исследует: происхождение и эволюцию человека как особого социобиологического вида; образование человеческих рас; этнические особенности, сравнительные ценности, нормы, юридическая наука, хозяйственное и финансовое право. В системе методологии центральное место занимает подсистема методов исследования. Методы – это способы, приемы получения новых и проверки на истинность старых знаний. Методы менеджмента – это система правил и процедур решения различных задач управления с целью обеспечения эффективного развития организации. Основными общими методами проведения исследований в менеджменте являются: 1) эксперимент; 2) тестирование, анкетирование и интервьюирование и другие методы получения экспертной информации; 3) изучение документации организации; 4) моделирование.

Инфраструктура – комплекс взаимосвязанных, обслуживающих структур, составляющих и/или обеспечивающих основу для решения проблемы (задачи). Система менеджмента – это целостный комплекс взаимосвязанных и регулярно выполняемых действий, позволяющий результативно управлять компанией и осуществлять долгосрочный предпринимательский успех с максимальной прибылью для конкретного бизнеса за счёт обеспечения конкурентоспособности продукции и коммерческого предприятия в целом. Инфраструктура менеджмента (структура системы менеджмента) – это совокупность научных подходов, принципов и методов, это среда, в которой приходиться функционировать менеджерам. Структура: 1.владельцы капитала, собственник. Его цель – сохранение и преумножение капитала. Интересы собственника не всегда совпадают с интересами менеджера 2.наемные работники предприятия, рабочие. Их интересы: - нормальные условия труда, постоянное место работы, удовлетворение работопотребности, профессиональный рост, самовыражение, з/п, потребность в общежитии 3.владельцы заемного капитала – дают капитал фирме под определенный %. Заинтересованы в повышение %, а менеджеры, наоборот, в снижении %. 4.поставщик-заинтересован в высокой цене, выгодные условия поставки, объем поставки, долговременный характер взаимоотношений. 5.государство-заинтересовано в повышении благосостояния своих граждан, в высокой конкурентоспособности на международном рынке, улучшении экологии своих стран. 6.государственные, негосударственные, общественные организации, которые решают задачи, способствуют хозяйственной деятельности, а с др. стороны ее ограничивают (брокерские конторы, торгово-промышленные палаты, гринпис…). Современный менеджмент имеет ряд общих и специфических особенностей. Общие черты отражают этап цивилизации, общественно-экономическую формацию, модель экономики, социально-экономические потребности управления, уровень развития научно-технического прогресса и ряд подобных факторов. К специфическим чертам относятся: национальные особенности общества, исторические особенности его развития, географические условия, культура. Инфраструктура менеджмента (структура системы менеджмента) 1.1 – повышение качества выпускаемых товаров и выполняемых услуг; 1.2 – ресурсосбережение; 1.3 – расширение рынка сбыта и повышение качества сервиса товара на конкретном рынке; 1.4 – организационно-техническое развитие производства; 1.5 – социальное развитие коллектива и охрана окружающей среды;2.1 – методическое обеспечение;2.2 – ресурсное обеспечение;2.3 – информационное обеспечение;2.4 – правовое обеспечение;3.1 – стратегический маркетинг;3.2 – НИОКР;3.3 – организационно-технологическая подготовка производства;3.4 – производство;3.5 – тактический маркетинг;3.6 – сервис выпущенных товаров;4.1 – управление персоналом;4.2 – разработка управленческого решения;4.3 – оперативное управление реализацией решения.



5.Социофакторы и этика менеджмента.

Одним из требований к оптимальному и социально ориентированному менеджменту является соблюдение этики и учет социофакторов в процессе управления. Поэтому при поиске решения проблем в менеджменте необходимо в структуру управления встраивать ценностный элемент-этику, который преобразует неформализованные аспекты действия по управлению объектом в систему критериев, удовлетворение которых является задачей менеджмента при его ориентации на социальность происходящих процессов. Факторы социальной среды – условия, определяющие характер и возможные последствия происходящих в ней перемен. С позиции управления социальным развитием различают: 1.Факторы, которые опосредованно воздействуют на деловой настрой и качество трудовой жизни работников. 2. Факторы, прямо относящиеся к социальной среде организации: -факторы внутренней социальной среды (больше проявляют себя в пределах самой организации, среди ее персонала, в ходе осуществления совместного труда). -факторы внешней социальной среды, окружающей работников вне организации (условия жизни, отдыха). В реальной жизни эти факторы тесно взаимосвязаны и трудно разделимы. Условия, охрана и безопасность труда – одна из важнейших составляющих уровня жизни и организации труда, определяющая состояние здоровья работников и возможность предупреждения травматизма и профессиональных заболеваний. Эти факторы должны быть максимально благоприятными для персонала, соответствовать требованиям свободного и разностороннего развития работников, проявлению ими своих природных и социальных качеств. Условия труда – совокупность психофизиологических, санитарно-гигиенических, эстетических и социально-психологических факторов трудовой деятельности, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье человека. Включают: -слагаемые производственной среды и трудового процесса + технологию, формы организации труда, уровень экономичности используемых технических средств и оборудования; -микроэкология труда, складывающаяся под воздействием как технологических режимов, так и общего состояния окружающей атмосферы; -эстетизация, внешнее оформление места работы; -ориентация работников на укрепление дисциплины и повышение уровня культуры труда. Охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Охрана труда – проведение правовых, социально-экономических, организационно-технических, реабилитационных и иных мероприятий, основанное на осознании того, что здоровье человека, его физическое, духовное и социальное благополучие зависят в большой мере от: -продолжительности раб. дня (продолж-ть - не более 40 часов в неделю; нет 18 лет, занятых на работах с вредными условиями труда–сокращ. продолж-ть рабочего времени); -интенсивности работы, -санитарно-гигиенических и других условий труда (освещенность рабочих мест, проветриваемость помещений, температура и влажность воздуха, уровень шума, вибрации. Осн. задача гигиены труда – предупредить неблагоприятное воздействие этих факторов на здоровье и трудоспособность работников.) -уровня медицинского обслуживания. Трудоспособность – физическая и психическая способность человека к выполнению определенной работы - зависит от общего его самочувствия и возраста, напряженности трудового ритма, техники безопасности, гигиены труда – от всего, что может вызвать нарушение здоровья работника. Безопасность труда – комплекс организационных, технических, санитарно-гигиенических, охранных мероприятий и средств, направленных на обеспечение здоровых и безопасных условий труда, предотвращение угрозы здоровью и самой жизни работников. Обязанности по обеспечению безопасных условий труда в организации возлагаются в первую очередь на работодателя. Другие факторы соц. среды организации: Материальное вознаграждение трудового вклада – оплата труда в зависимости от достигнутых результатов, его количества и качества. Социальная защита работников – система мероприятий по безусловному соблюдению норм действующего в стране социально-трудового законодательства, прав и социальных гарантий. Социально-психологический климат коллектива – отношение работников к совместному делу и друг к другу. Проявляется в деловом общении работников, их трудовой мотивации и жизненной позиции. Социальная инфраструктура организации – материальная база социальной среды, предназначенная в первую очередь для удовлетворения социально-бытовых, культурных и интеллектуальных потребностей работников организации и членов их семей (детские сады, базы отдыха, профилактории). Семейные доходы и расходы работников.

Этика менеджмента - набор моральных принципов и ценностей, которыми руководствуется менеджер компании, фирмы, предприятия в управлении его внутренними делами и во взаимосвязях с деловыми партнерами. Это внутренний кодекс законов, который определяет, какие решения можно принимать, а какие нет, где в бизнесе проходит граница между добром и злом. Правильно понимаемая этика менеджмента обеспечивает эволюционный характер социальных процессов, снижает социальную напряженность, стимулирует поиск решений, приемлемых для всех категорий и слоев населения. Этика имеет дело с принципами, определяющими правильное и неправильное поведение. Этика бизнеса сосредоточена на широком спектре вариантов поведения управляющих и управляемых, а также и цели и средства, используемые для их достижения теми и другими. Можно считать неэтичными действия руководителей или рядовых работников, нарушающих закон, фальсификацию документов, отправляемых службам государственного регулирования, расовую дискриминацию и сексуальные домогательства. Организация принимает разные меры в целях повышения характеристик этичности поведения руководителей и рядовых работников. К таким мерам относятся разработка этических нормативов, обучение этичному поведению. Этические нормативы описывают систему общих ценностей и правила этики, которых должны придерживаться работники фирмы. Этические нормативы разрабатываются с целью описания целей организации, создания нормальной этичной атмосферы и определения этических рекомендаций в процессе принятия решений.

6. Интеграционные процессы в менеджменте; моделирование ситуаций и разработка решений. Важное место в проектировании организации занимает проблема установления требуемых отношений между частями или подразделениями организации. П. Лоуренс и Дж. Лорш на основе обследования ряда предприятий пришли к выводу, что на межподразделенческие отношения, наряду с другими, влияют такие факторы, как степень различия между подразделениями (дифференциация) и степень требуемого сотрудничества подразделений (интеграция). Этот подход к проектированию организации, нередко называемый теорией дифференциации и интеграции, является частью более общей теории ситуационного подхода к управлению организацией. Интеграция означает уровень сотрудничества, существующего между частями организаций и обеспечивающего достижение их целей в рамках требований, предъявляемых внешним окружением. Потребность в интеграции изначально создается разделением и взаимозависимостью работ в организации. Изучение степени дифференциации частей организации помогает определить уровень потенциального конфликта между ними, а нахождение соответствующего интеграционного механизма создает условия для снижения уровня возможной конфликтности. Все вместе способствует повышению эффективности организации в ее взаимодействии с внешней средой. Интеграция, т. е. объединение, в менеджменте вытекает из потребности самого производства и управления им. Это объединение, с одной стороны, специализированных управленческих действий на различных этапах управления в единый управленческий процесс, а с другой — подразделений, производств в единый производственный организм - предприятие. Предприятия в свою очередь могут объединяться в различные организационные формы рыночной экономики. Интеграционные процессы осуществляются до тех пор, пока они способствуют высоким темпам нововведений, мобильности технологической переориентации, внедрению изобретений, высокому уровню занятости в условиях острой конкурентной борьбы. В качестве интегрирующих факторов могут выступать цели, задачи, интересы, необходимость поддержания жизнедеятельности и развития системы, требования рынка. Интеграция осуществляется путем установления временных и постоянных связей на всех уровнях проявления функции управления и информационного обеспечения. На интеграционные процессы могут оказывать влияние внутренние и внешние переменные.

В процессе управленческой работы менеджеры сталкиваются с необходимостью нахождения оптимальных путей решения различного вида проблем. Для этого часто используется метод моделирования ситуаций, а затем происходит разработка управленческих решений. Управленческое решение –результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента. Импульсом управленческого решения является необходимость снижения остроты или полного снятия проблемы, т.е. приближение в будущем действительных параметров объекта (явления) к желаемым, прогнозным.

Содержание основных этапов принятия и реализации решения

1.Сбор информации о возможных проблемах: Наблюдение за внутренней средой фирмы. Наблюдение за внешней средой; 2. Выявление и определение причин возникновения проблемы: Описание проблемной ситуации. Выявление организационного звена, где возникла проблема. Формулировка проблемы. Оценка ее важности. Выявление причин возникновения проблемы; 3. Формулирование целей решения проблемы: Определение целей фирмы. Формулировка целей решения проблемы; 4. Обоснование стратегии решения проблемы: Детальное описание объекта. Определение области изменения переменных факторов. Определение требований к решению. Определение критериев эффективности решения. Определение ограничений; 5. Разработка вариантов решения: Расчленение задачи на подзадачи. Поиски идей решения по каждой подзадаче. Построение моделей и проведение расчетов. Определение возможных вариантов решения по каждой подзадаче и подсистеме. Обобщение результатов по каждой подзадаче. Прогнозирование последствий решений по каждой подзадаче. Разработка вариантов решения всей задачи; 6. Выбор лучшего варианта: Анализ эффективности вариантов решения. Оценка влияния неуправляемых параметров; 7. Корректировка и согласование решения: Проработка решения с исполнителями. Согласование решения с функционально взаимодействующими службами. Утверждение решения; 8. Реализация решения: Подготовка рабочего плана реализации. Его реализация. Внесение изменений в решение в ходе реализации. Оценка эффективности принятого и реализованного решения.

При принятии решений широко используется моделирование проблемных ситуаций. Моделирование – процесс исследования реальной системы, включающий построение модели, изучение ее свойств и перенос полученных сведений на моделируемую систему. При разработке решений широко используются: - концептуальное моделирование, т.е. предварительное содержательное описание исследуемого объекта, которое не содержит управляемых переменных, играет вспомогательную роль. Модели имеют вид схем, отражающих наши представления о том, какие переменные наиболее существенны и как они связаны между собой; - математическое моделирование, т.е. процесс установления соответствия реальному объекту некоторого набора математических символов и выражений. Математические модели наиболее удобны для исследования и количественного анализа, позволяют не только получить решение для конкретного случая, но и определить влияние параметров системы на результат решения; - имитационное моделирование, т.е. воспроизведение алгоритма функционирования сложных объектов во времени, поведения объекта. Это искусственный эксперимент, при котором вместо проведения испытаний с реальным объектом проводятся опыты на математических моделях.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


Вопросы к Государственному экзамену
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации